PDF-версия статьи |
Первыми исследовательскими трудами в этом направлении являются сопоставительный словарь корней в тюркских языках Н.И. Золотницкого и изданный в Будапеште 13 октября 1877 года этимологический словарь тюркских языков Г. Вамбери.
Мнение Н.А. Баскакова, считавшего, что древние корни были СГС, и Г. Вамбери, который, в свою очередь, не считал, что слова, состоящие из трех звуков, являются древними корнями, а состоящие из двух звуков – основными, не разделяет в своих исследованиях А. Кайдар.
Существующая проблема корнях, продолжающиеся, показывают сложность вопроса корневой морфемы в тюркских языках. В казахском языке определения корня толкуются учеными по-разному. Профессор А.Ы. Ыскаков определяет корень как «корне-смысловую частицу слова, которая находится впереди слова и придает ему смысл, не расчленяющаяся далее» [3, с. 86]. А. Ибатов говорит о корне, что «он познается в качестве определенного одного звука или звукового состава, означающего смысловое понятие конкретного предмета, явления или действия, которое с личностной стороны слова далее не разделяется и не расчленяется на морфемы» [1, с. 53]. Здесь же приведем и определение морфемы «корень» академика А. Кайдара: «Допуская в принципе возможность превращения трехфонемных ОКО в тюркских языках в двухфонемные, мы в тоже время не можем согласиться категоричностью постановки вопроса об идеальном и исключительном положении ОКО типа СГС, к которому возводятся все прочие разновидности корней» [2, с. 30].
Все эти определения дополняют друг друга и обозначают свойства корней.
Есть слова с понятным значением, но с неясным происхождением. С течением времени некоторые суффиксы рожденных корней так срослись с корнем, что разделить их порой невозможно. Такие корни в настоящее время находятся в ряду основных корней. Это значит, что корень в качестве отдельной лексемы может использоваться с позиции слов. Основными корнями мы называем корневые морфемы, используемые в качестве слова с отдельным значением и являющиеся основанием нескольких производных основ и производных слов.
Изучая морфологический состав языка, ученые, сопоставив слова, не имеющие смысловых связей, часто наблюдают общие корни. Продуктивность односложных корней в качестве самостоятельной лексемы мы отметили выше. Допольнением к сказанному могут служить многие примеры. Представляет интерес слово в современном казахском языке жан, употребляемое в значении – «душа», «дух», «жизнь». Принято считать, что это слово является зимствованием из иранских языков. Если опираться на доказательство появления буквы и наравне с буквой ж предложенного учёными, то понятно что форма жан создана наряду с формой йан. В наше время можно отметить применение этого слова в виде Йон – Йона – Йонес во многих современных языках. Имена Йунус, Жунус, Джон, Жуан, Хуан и Иван тоже распространены от одного корня.
Исследования такого характера представляют интрес не только в вопросе теории корня, но и в первую очередь попытка разложения корня (на первый взгляд неразложимого) может внести много ясности в этимологию и семасиологию.
Литература:
1. Ибатов А. Сөздің морфологиялық құрылымы. – Алматы: Ғылым, 1983. – 148 б.
2. Кайдар А.Т. Структура односложных корней и основ в казахском языке. – Алматы: Арыс, 2005. – 304 с.
3. Ысқақов А. Қазіргі қазақ тілі. Морфология. – Алматы: Ана тілі, 1991. – 384 б.
ОПУБЛИКОВАНО
Досжан Р.А. К вопросу теории корней. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Филологические науки"). - C. 13