Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Лингвокультурная система казахских топонимов

Академический инновационный университет, Казахстан, Шымкент


Казахстанская ономастика – особый вид национальной культуры. Географические названия и имена собственные представляют собой языковые единства, определяющие антропоцентрическое познавательное понятие сущности нации. Подробную характеристику получает и вся история этноса. В этой связи и социально-культурные взаимоотношения между нациями оставляют следы в каждом языке.

Основные направления современной казахстанской ономастики – этнолингвистические и лингвокультурно-познавательные ономастические исследования - ведутся вокруг антропоактуальной парадигмы. Если учесть, что имена собственные как языковые единства, представляющие сущность этноса, его духовную и материальную культуру, являются частью лексики, то союз этнолингвистики и лингвокультурологии с ономастикой – законное единство. Этнолингвистические и лингвокультурно-познавательные аспекты исследования рассматривают проявления национальной культуры, занимающие место в идиоэтнической семантике казахских онимических единств. Представляя собой характерные языковые факты культуры нации, географические наименования и имена собственные ярко выражают ее ментальные особенности. В связи с этим представляется важным исследование и ментальной стороны этих явлений.

Изучение взаимосвязей языка и культуры, языка и этноса, языка и сознания, придерживающихся антропоактуальной парадигмы современного казахского языкознания, рассмотрение относящихся к человеку (этносу) многочисленных явлений, обосновавшихся в языковом мире, – одна из острых проблем лингвистики. В системе казахских имен собственных и географических наименований собрана обширная познавательная информация, связанная с казахским народом, его национальными представителями, с его познанием окружающего мира, духовной и материальной культурой. Особенность казахских топонимов, встречающихся в топонимических преданиях, - это их фонетическая, морфологическая и семантическая изменчивость. Таким образом возникает народная (псевдо) этимология топонима.

Например, история появления топонима «Баянауыл» объясняется так: «В давние времена жил-был необычайно богатый и знатный бай Карабай. И была у него красавица дочь Баян. Слава о красоте ее стала распространяться по всей степи, и стали со всех сторон свататься к ней многочисленные женихи. Но никто из них не пришелся сердцу Баян. Тогда отчаявшийся Карабай решил пойти по-другому пути. В середине своего широкого жайляу, растянувшегося от Аягоза до Тюмени, выбрал он местом кочевья аула Баян прекрасный райский уголок. И теперь к этому месту стали стекаться женихи. Каждый день устраивались здесь веселья и игры. Молодые люди, искавшие встречи с Баян, расспрашивая об ауле, говорили: Где ауыл Баян? Где Баян ауыл? Так, этот прекрасный природный край получил название Баянауыл».

В казахской топонимике бай соответствует понятиям «здоров», «благоприятный»; в монгольском языке такие же значения имеет слово байн. Ш. Валиханов говорил об этом следующее: «Лесистые горы Баянауыл, Ереймен кажутся среди печальной равнины как бы оазисами в негостеприимной пустыне. Горы эти имели, действительно, для киргиз значение оазисов, они служили понками для всех тортугульских волостей. Баянауыл никогда не знал повальных упадков скота, в ней Азнабай приобрел тысячи лошадей. Защищенный от непогоды в самые бескормные годы скот выносил кое-как зиму, питаясь иногда прутьями весенних деревьев. Недаром дано группе этих гор название Баян-аула, что по-калмыцки означает благополучная гора». Как указывает Керимбаев Е.А.: «В. Пизани отмечал, что вследствие народной этимологии слово или сближается с другими, близкими по звучанию... в результате чего меняет свое значение, или же сближается со словами, близкими по значению, и в результате чего меняет свою форму». Таким образом, являясь одним из фактов последовательного становления народа, суть топонимической системы соответственно культурно-познавательной коннотации слагают антропонимы.

Литература

1. Рысбергенова К.К. Историко-лингвистический анализ топонимов Южного Казахстана. – Алматы: Ғылым, 2000. – 153 с.

2. Керимбаев Е.А., Тлеубердиев Б.М., Дуйсенби К.Т. Топонимческое пространство Южного Казахстана. – Шымкент: “Кітап” ЖШС, 2007. – 352 с.

3. Конкашпаев Г.К. Казахские народные географические термины // Изв.АН Каз ССР. Серия географическая. 1951. - С. 3-47.


ОПУБЛИКОВАНО

Жумадиллаева Г.Н. Лингвокультурная система казахских топонимов. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Филологические науки"). - C. 14