PDF-версия статьи |
Информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии (ИКАТ) в образовании стали реальностью, и не только виртуальной. Проблема «ИКАТ и образование» оказывается гораздо более фундаментальной, чем казалось раньше. ИКАТ «не желают сводиться» к новым средствам обучения, они претендуют на место в самой сути обучения.
Можно высказать предположение, что в контексте обсуждаемой проблемы «ИКАТ и образование» (или ИКАТ-образование») несколько меняется понимание теории (от «теории - что» к «теории - как»). Системообразующими элементами «теории - как» являются два, как представляется, фундаментальных взаимосвязанных фактора, оба они интегральные (универсальны). Первый - качество обучения (образования). Второй фактор - технология обучения (прежде всего в социопсихологическом понимании) как способ обеспечения требуемого качества обучения на всех этапах и во всех его формах.
Одна из важных составляющих учебного процесса - учитель, преподаватель - также претерпевает радикальные трансформации. В связи с широким проникновением ИКАТ сегодня обсуждается изменение его функции: от источника знания к навигатору эффективной работы со знанием. В мировом образовательном сообществе в связи с этим стал использоваться новый термин, подчеркивающий большое значение этой функции преподавателей – facilitator (тот, кто способствует, облегчает, помогает учиться).
К наиболее существенным сдвигам в содержании и методике обучения относятся следующие: переход к интегрированному обучению в контексте изучаемого предмета вместо изучения и рассмотрения основных тем, задач и отдельных вопросов; перенос центра внимания при обучении с поиска правильных ответов на развитие умения решать проблемы; замена пассивного типа обучения, в котором обучающемуся отводится роль слушающего, активным обучением, при котором обучающийся является творцом знаний, решений, информации; замена контроля над учебным процессом со стороны преподавателя контролем со стороны обучающегося.
Проблема выбора технологий на сегодняшний день обостряется в связи с тем, что арсенал технологических средств современного образования достаточно многообразен и к тому же он быстро расширяется буквально у нас на глазах. На сегодня основными типами технологий, которые используются в современном образовании, являются следующие: печатные материалы, аудиокассеты, видеокассеты и видеодиски; электронная почта, телеконференции, аудиоконференции, аудиографические конференции, видеоконференции; компьютерные обучающие программы и т.д.
Итак, процесс информатизации образования актуализирует разработку новых подходов к использованию современных информационных технологий в преподавании различных дисциплин. В преподавании иностранного языка возможна организация самостоятельной работы студентов с использованием как компьютерных обучающих программ, так и ресурсов сети Интернет. Последние включают в себя Интернет-словари, Интернет-энциклопедии, обучающие сайты, интерактивные тесты, а также материалы иноязычных сайтов на заданную профессиональную тему. Переход системы обучения иностранным языкам к использованию ресурсов сети Интернет и других информационно-коммуникационных технологий, неизбежен, так как именно здесь возможно использование иностранного языка в реальном контексте, что способствует формированию навыков межкультурной коммуникации.
Таким образом, технологизация современной образовательной практики предполагает использование инфокоммуникационных технологий.
Инфокоммуникационные технологии в образовании включают в себя технологии обучения, воспитания и управления, основанные на применении вычислительной техники и специального программного продукта, информационного и методического обеспечения.
Дальнейшая работа в этом направлении позволила сформулировать дидактические функции инфокоммуникационных технологий.
Проанализировав функции инфокоммуникационных технологий, представленные в трудах отечественных (М.Ю. Бухаркина, Е.С. Полат), и зарубежных педагогов (C. Bagley, B. Hunter, B. Robinson, D.Lake), мы в свою очередь определяем их следующим образом: свободный доступ к необходимой информации; формирование навыков подлинно исследовательской деятельности, моделируя работу научной лаборатории, творческой мастерской; формирование ум
ОПУБЛИКОВАНО
Урустемханова А.С. Дидактическая специфика реализации лингвокультурологического подхода на основе инфокоммуникационных технологий. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 35