PDF-версия статьи |
Выраженная потребность в саморазвитии, самопознании, самостоятельности является характерной чертой старших подростков. Накопление необходимых предпосылок на протяжении всего предшествующего возрастного развития создает в старшем подростковом возрасте уникальную возможность формирования способности к развитию своего «Я».
Решение актуальной для подростка задачи, претерпевает серьезные трудности т.к. подростки не владеют средствами ее реализации и в этом им необходима помощь и поддержка взрослого.
Подросток, в силу приобретённых им знаний (литература, история, обществознание) и личного опыта, пытается составить представление об общей картине мира, представление о самом себе. Ответить на важные для себя вопросы: зачем он живёт; каким он станет, когда будет взрослым; что движет поступками, каковы их внутренние мотивы.
Для нас актуальной является задача рассмотрения таких психологических условий, которые дали бы возможность учащемуся, в данном случае старшему подростку, научиться сознательно относиться к себе и окружающим, способствовали бы выработке собственных взглядов и убеждений, являлись определяющими в формировании способности к саморазвитию в старшем подростковом возрасте.
В рамках изучения данного вопроса нами проводилось сравнительное исследование: как изучение предмета «Психология» способствует формированию самостоятельности у старших подростков.
В исследовании принимали участие три группы старших подростков школ
г. Москвы. Одна экспериментальная и две контрольные группы, а также три группы педагогов, работающих с данными учащимися. Экспериментальную группу составляли 84 учащихся старшего подросткового возраста, из них 43 девушки и 41 юноша. Общее количество опрошенных составило 102 человека, из них 48 юношей и 54 девушки. Первую контрольную группу составили учащиеся школ, где не было собственной психологической службы. Во вторую контрольную группу вошли старшеклассники, с которыми велась плановая психологическая работа по модели сопровождения: проходила фронтальная диагностика, по необходимости осуществлялось краткосрочное индивидуальное консультирование. В исследовании также принимало участие 62 педагога, которые оценивали уровень сформированности самостоятельности учащихся.. Общая выборка исследования составила 330 человек. Гендерные различия в данной работе не рассматривались. По общим социальным показателям, моделью педагогического общения с учащимися школ все группы были в относительно равных условиях.
Проведенное нами эмпирическое исследование позволяет нам сформулировать следующие выводы: самостоятельность представляет собой комплексный психологический феномен, состоящий из трех компонентов: рефлексивно-личностного, ценностно-нормативного и деятельностного. Рефлексивно-личностный компонент включат осознание себя, своего «Я», уверенность в себе, стремление к независимости. Ценностно-нормативный компонент подразумевает чувство долга, ответственность за свои поступки, расширение круга интересов, формирование нравственных принципов. Деятельностный компонент включает настойчивость, упорство в достижении цели, волевую деятельность, самостоятельное планирование деятельности, постановку целей.
Полученные нами результаты позволяют утверждать, что у старшеклассников, изучавших предмет «Психология», возрастают способность и стремление к самостоятельной деятельности, растет способность к самоконтролю, способность самостоятельно регулировать свою деятельность и управлять ею. Подчеркнем, что данные изменения не являются результатом общего психологического сопровождения, поскольку в контрольной группе, где такая работа велась, подобных изменений не наблюдалось.
Литература.
1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. М.2001.
2. Практическая психология образования: Учебное пособие/Под ред.И.В. Дубровиной.- СПб.,2006
3. Преподавание психологии в школе.3-11 классы: Учеб.-метод.Пособие/Под ред. И.В. Дубровиной.- М.,Воронеж, 2007
ОПУБЛИКОВАНО
Шохина Э.Б. «Психологическое образование, как фактор становления самостоятельности в старшем подростковом возрасте» . // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Психологические науки"). - C. 5