Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова, г. Шымкент, Республика Казахстан


Современное образование претерпевает значительные преобразования, меняются не только отдельные его стороны, но и сама система обучения и воспитания. Одним из эффективных направлений решения выделенной проблемы и преодоления отмеченных противоречий является реализация личностно-ориентированного подхода в обучении, способного сыграть в жизни студента значительную роль в достижении им в последующем вершин личностного и профессионального развития.

К активным методам обучения традиционно относятся деловые игры, социально-психологический тренинг, ролевые игры, активное социальное обучение, методы актуализации творческого потенциала. Несмотря на различие названий и техники проведения занятий подобного типа, как справедливо подчеркивает А.А. Вербицкий, их объединяет акцент на активности личности в обучении, которая обеспечивается дидактическим построением и является одной из основных предпосылок достижения целей обучения.

Основная цель методов активного обучения - оказать воздействие на личность специалиста, способствующее развитию различных видов психологической компетентности. Выбор средств психологического воздействия, направленных на повышение компетентности, должен быть адекватен тем компонентам профессиональной психологической компетентности, развитие которых является первоочередной задачей для данной группы педагогов, что определяется в результате предварительной диагностики.

Как показывает анализ педагогической практики в высшей школе, за последние годы четко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания подрастающего поколения. Но все же в учебном процессе массовой школы сохраняются противоречия между «фронтальными» формами обучения и сугубо индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого студента; между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения, между преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения.

Определился целый ряд проблемных вопросов, требующих комплексного решения. Это и организационное переустройство учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей обучающихся, и совершенствование методических принципов, связанных с внедрением вариативного содержания обучения, индивидуализацией усвоения знаний, развитием познавательных интересов студентов, реализацией их творческого потенциала, и рационализация процессуальных основ обучения и воспитания, позволяющая сделать приоритетным развитие личности студентов.

Одним из важных направлений разрешения названных проблем является разработка и внедрение технологий обучения, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы, а именно: целей, содержания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности учащихся, прогнозов соответствия результатов обучения требованиям современной высшей школы. За последние десятилетия казахстанская наука значительно продвинулась в реализации различных методов обучения, внедрения новых психолого-педагогических технологий. Им посвящается много исследований, результаты которых уже успешно реализуются и в высшей школе.

Можно надеяться, что массовая школа активно займется проблемой адаптации учебного процесса к потребностям и нуждам обучаемых, распространением технологий развивающего обучения, при этом пойдет не путем проб и ошибок, а путем освоения теоретических основ инновационных процессов, путем технологизации педагогической деятельности и учебного труда студентов, позволяющей достигать гарантированных педагогических результатов. Мы надеемся, что развитие личностей обучающих и обучающихся будет восприниматься не как самоосуществляющийся процесс, а станет долгосрочной, научно обоснованной и внутренне принятой программой работы всех педагогических коллективов.

Необходимо подчеркнуть, что все виды занятий с использованием методов активного обучения имеют свое назначение, рациональную область применения и определенные особенности. Подлинной активизации учебного процесса в системе высшего образования можно достичь только при условии их комплексного применения.

Литература:

1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2006. – 368 с.

2. Мынбаева А.К. История, теория и технологии научной деятельности высшей школы: Монография. – Алматы, 2010. – 257 с.


ОПУБЛИКОВАНО

Утебаева А.Т., Койшибаева Н.И., Нуржигитов А.С., Акимбаев А.А., Жунисбекова Д.А., Керимбекова Р.А. ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 43