PDF-версия статьи |
Анализ современного состояния профильного обучения в Казахстане показал, что вопросами организации профильного обучения отечественная педагогика начала заниматься с 90-ых годов 20 века. Следствием явились разработка и выход ряда концептуальных и других документов. Необходимость перехода старшей ступени школы на профильное обучение определена Концепцией развития образования РК.
Цель внедрения профильного обучения - это создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на социализацию личности, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.
Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира. При этом особое место в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения. Анализ современного состояния профильного обучения зарубежом показал:
1) В странах Европы (Франции, Голландии, Шотландии, Англии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и др.) все учащиеся до 6-го года обучения в основной общеобразовательной школе формально получают одинаковую подготовку. К 7-ому году обучения ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта продолжения образования в основной школе: “академический”, который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию и “профессиональный”, в котором обучаются по упрощенному учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины.
2) В США профильное обучение существует на последних двух или трех годах обучения в школе. Учащиеся могут выбрать три варианта профиля: академический, общий и профессиональный, в котором дается предпрофессиональная подготовка. Вариативность образовательных услуг в них осуществляется за счет расширения спектра различных учебных курсов по выбору. При этом прежде всего учитываются запросы и пожелания родителей, планирующих профиль для своих детей. С 1991 года в США действует программа "Америка-2000. Стратегия образования".
3) В Российской Федерации от 18.07.2002 № 2783 приказом утверждена Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2003 № 334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования» определены следующие задачи профильного обучения: создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда; отработка гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.
Анализ современного состояния профильного обучения в стране и зарубежом позволил нам выделить следующие общие для всех изученных стран черты организации обучения на старшей ступени общего образования:
1) Общее образование на старшей ступени во всех развитых странах являются профильными. Количество обязательных учебных предметов на старшей ступени по сравнению с основной существенно меньше.
2) Многие ученые-педагоги считают нецелесообразной раннюю профилизацию в основной школе.
3) Профильное обучение охватывает три, реже два последних года обучения в школе. Профильные обучения обеспечивает преподавание в основном следующих трех типов учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные общеобразовательные и элективные.
4) Доля учащихся, продолжающих обучение в профильной школе, неуклонно возрастает во всех странах и составляет в настоящее время не менее 65%.
5) Применение системного подхода к организации обучения определяет необходимость разграничения понятий «профильное обучение» и «профильная школа».
Литература:
1. Государственная программа развития на 2011-2020 годы. Астана, 2011
2. Рябцева И.В. Идея предпрофильной подготовки и профильного обучения в истории педагогической науки. //Сибирский педагогический журнал. №4, 2011, с. 217-225.
ОПУБЛИКОВАНО
Айтбаева Н., Бекмолдаева Р.Б., Жетписбаева Г. Анализ современного состояния профильного обучения . // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 44