Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Анализ современного состояния профильного обучения

Южно-Казахстанский государственый университет им.М.Ауэзова, г.Шымкент, Казахстан


Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Анализ современного состояния профильного обучения в Казахстане показал, что вопросами организации профильного обучения отечественная педагогика начала заниматься с 90-ых годов 20 века. Следствием явились разработка и выход ряда концептуальных и других документов. Необходимость перехода старшей ступени школы на профильное обучение определена Концепцией развития образования РК.

Цель внедрения профильного обучения - это создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на социализацию личности, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира. При этом особое место в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения. Анализ современного состояния профильного обучения зарубежом показал:

1) В странах Европы (Франции, Голландии, Шотландии, Англии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и др.) все учащиеся до 6-го года обучения в основной общеобразовательной школе формально получают одинаковую подготовку. К 7-ому году обучения ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта продолжения образования в основной школе: “академический”, который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию и “профессиональный”, в котором обучаются по упрощенному учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины.

2) В США профильное обучение существует на последних двух или трех годах обучения в школе. Учащиеся могут выбрать три варианта профиля: академический, общий и профессиональный, в котором дается предпрофессиональная подготовка. Вариативность образовательных услуг в них осуществляется за счет расширения спектра различных учебных курсов по выбору. При этом прежде всего учитываются запросы и пожелания родителей, планирующих профиль для своих детей. С 1991 года в США действует программа "Америка-2000. Стратегия образования".

3) В Российской Федерации от 18.07.2002 № 2783 приказом утверждена Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2003 № 334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования» определены следующие задачи профильного обучения: создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда; отработка гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Анализ современного состояния профильного обучения в стране и зарубежом позволил нам выделить следующие общие для всех изученных стран черты организации обучения на старшей ступени общего образования:

1) Общее образование на старшей ступени во всех развитых странах являются профильными. Количество обязательных учебных предметов на старшей ступени по сравнению с основной существенно меньше.

2) Многие ученые-педагоги считают нецелесообразной раннюю профилизацию в основной школе.

3) Профильное обучение охватывает три, реже два последних года обучения в школе. Профильные обучения обеспечивает преподавание в основном следующих трех типов учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные общеобразовательные и элективные.

4) Доля учащихся, продолжающих обучение в профильной школе, неуклонно возрастает во всех странах и составляет в настоящее время не менее 65%.

5) Применение системного подхода к организации обучения определяет необходимость разграничения понятий «профильное обучение» и «профильная школа».

Литература:

1. Государственная программа развития на 2011-2020 годы. Астана, 2011

2. Рябцева И.В. Идея предпрофильной подготовки и профильного обучения в истории педагогической науки. //Сибирский педагогический журнал. №4, 2011, с. 217-225.


ОПУБЛИКОВАНО

Айтбаева Н., Бекмолдаева Р.Б., Жетписбаева Г. Анализ современного состояния профильного обучения . // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 44