PDF-версия статьи |
Особенности математической модели заключаются в расчете времени начала топливоподачи и цикловой подачи топлива в зависимости от режима работы двигателя с механотронной системой управления газообменом и сгоранием, температурного состояния двигателя и параметров топливной аппаратуры.
В качестве исходных данных для проведения математического моделирования процесса топливоподачи используются параметры ДВС, параметры топлива и топливоподачи, параметры элементов системы топливоподачи, эмпирические данные по конкретному образцу двигателя.
Расчет момента начала топливоподачи разделен на временные интервалы и определяется по формуле:
tвпр = dtвпр + tдв + tисп + tf,
где: tвпр - время начала впрыска до ВМТ, dtвпр - продолжительность впрыска, tдв - время движения топлива от форсунки до тарели впускного клапана, tисп - время испарения топлива, tf - фазовый сдвиг впускного клапана.
Продолжительность впрыска требуется для программирования блока управления двигателем, для оптимального начала топливоподачи и эффективного использования топлива. Продолжительность впрыска является функцией от цикловой подачи топлива, давления топлива в топливной рейке и геометрических параметров форсунки. Продолжительность впрыска топлива определяется по параметрам топливной аппаратуры и необходимой цикловой подачи на расчетном режиме. Время движения топлива представляется в виде функции от угла поворота коленчатого вала, и параметров топливной аппаратуры.
Время движения топлива от форсунки до впускного клапана является функцией от скорости воздушного потока в трубе впускного коллектора, в данном случае является функцией от расхода воздуха через цилиндры двигателя и площади сечения трубы впускного коллектора.
За температурное состояние двигателя отвечает составляющая времени испарения топлива, которая рассчитывается для горячего двигателя и опускается для холодного. Время испарения топлива учитывается для того, чтобы топливо, испарившись, попадало в цилиндр в газообразном состоянии для улучшения смесеобразования.
В расчете учитывается фазовый сдвиг распределительного вала, который учтен для точного и своевременного начала процесса топливоподачи. Фазовый сдвиг рассчитывается исходя из положения впускного распределительного вала в зависимости от расчетного режима двигателя.
Применение математического моделирования процесса топливоподачи существенно упрощает задачу программирования и калибровки блока управления двигателем с механотронной системой управления газообменом и сгоранием и позволяет получить базовые значения параметров цикловой подачи и времени начала впрыскивания топлива на всех режимах работы опытного образца двигателя, что позволяет существенно оптимизировать процесс стендовых испытаний.
Работа выполнена в рамках государственного контракта № 16.526.12.6007 от «08» июля 2011 г. при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.
ОПУБЛИКОВАНО
Татарников А.П., Шустров Ф.А. Расчет параметров топливоподачи двигателя с механотронной системой управления газообменом и сгоранием. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Технические науки"). - C. 49