PDF-версия статьи |
В связи с этим становится актуальным совершенствование форм и методов обучения химии, которые стимулируют мыслительную деятельность школьников, развивают их познавательную активность, учат практически использовать химические знания.
В решении данных проблем могут найти свое место игровые формы организации занятий, которые способны выступать в качестве действенного средства обучения. Атмосфера игры создает условия, при которых ребята незаметно для себя вовлекаются и активную деятельность, начинают понимать, что выиграть можно тогда, когда имеешь определенный запас знаний. Кроме того, игровая форма проведения занятий предполагает коллективное сотрудничество учителя и учащихся. При формировании групп учитываются уровень знаний учащихся, направленность их интересов, психологическую совместимость. Школьник только тогда может справиться с возложенной на него задачей, когда он в сотрудничестве с другими ребятами полностью свои знания, только тогда он овладевает необходимыми умениями и навыками коллективного труда. На этой же основе происходит и формирование необходимых нравственных качеств.
Эффективность применения игровых методов организации занятий оценивали по результатам выполнения контрольной работы учеников 10 «а» (контрольный) и 10 «б» (экспериментальный). По «средней арифметической» правильных и неправильных ответов на поставленные вопросы мы выявили, что более половины школьников контрольной группы не могли ответить на вопросы правильно. При этом в контрольной группе некоторые школьники давали такие ответы, которые свидетельствовали о полном непонимании темы, о механическом ее запоминании.
Результаты исследование подтверждают реальную эффективность использования в школе занятий по разработанным методикам для изучения органической химии.
Избранный метод проведения занятий способствовал повышению качества знаний, научного мировоззрения, а главное вызвал интерес учащихся к научно - познавательной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что предложенная в работе гипотеза, что использование игры в некоторых формах учебного процесса при преподавании органической химии в средней школе позволит повысить активность познавательной деятельности школьников и их уровень усвоения химии нашла свое подтверждение в результате наших исследований.
Литература
1. Штремплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры при обучении химии. – М.: Дрофа, 2003.
2. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. – М.: Просвещение, 1996. - 98с.
3. Исаев С.Д. Об использовании дидактических игр // Химия в школе. № 6, 2002. - С. 50.
ОПУБЛИКОВАНО
Cагитова Г.Ф., Тайтелиева А.А., Калдыбаева Г.Ю., Аширбекова Г.Ш., Арипбаева А.Е. Игровые методы обучения при изучении органической химии. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 49