Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Отражение темы декабрьских событий в казахской литературе

Южно-Казахстанский государственный университет имени М.О.Ауезова, Казахстан,Шымкент


Отражение темы декабрьских событий в казахской литературе имеет свою специфическую особенность. Этот процесс берет свое начало из гущи этого исторического события. Потому что один из участников событий – Қ.Рысқұлбеков, Б.Үсенов были талантливыми поэтами имевшими позже весомое место в казахской литературе. Вторая волна затрагивающая эту тему относится к после событийному периоду. Один из них писатель – Р.Тоқтаров написавший целый роман на эту тему.

Роман Рамазана Тоқтарова «Бақытты құлдықтың ақыры» («Конец счастливого рабства») имеет сложную архитектонику. Главная идея романа пробуждение национальных чувств казахских интеллигентов в период стагнации советского общества. Это идея художника выражается через системы образов в романе в лице персонажей: писателя Рауана, сотрудника КГБ Болата, приверженца справедливости Қызымбека. Роман имеет трагический финал, один из главных героев Қызымбек умирает на площади во время декабрьских событий.

Роман известного писателя Баққожа Мұқая называется «Өмірзая» («Потерянная жизнь»), в романе затрагивается проблемы казахских интеллигентов в советское время. Кульминация судьбы главного героя романа Аяғана Қуатова преподавателя, история КПСС изображается на фоне декабрьских событий в Алмате 1986 года. Об этом известный критик казахской литературы А.Исмакова говорит: «Впервые в казахской литературе Б.Мұқай ввел в роман жанр политических доносов, тюремных допросов и сам интерьер психобольницы со всем его предметным миром, как метод воспитания неугодных и непослушных системе граждан. Самыми удачными представляется сцены в психобольнице, живущей своими «законами», олицетворящими модель закрытой системы общества. Писатель демонстрирует силу государственной системы, изощренность приемов уничтожения и подавления личности и противопоставляет этому незащищенность природы человеческой души. Всей этой жестокой правдой писатель пытается пробудить наше инерционное мышление: чтобы мы помнили, какой ценой достигнуто наше сегодняшнее демократическое бытие» (Ісімақова А. Асыл сөздің теориясы. Алматы. Таңбалы, 2009).

Тему декабрьских событий поднимает народный писатель Казахстана М.Шаханов в своем романе «Желтоқсан эпопеясы» («Декабрская эпопея»). В романе данная тема рассматривается широко, в аспекте национального возрождения, затрагиваются проблемы возвращения к истокам. Одно из таких понятий, которые рассматриваются в романе – «манкуртство». Вот некоторые отрывки из книги: «КПСС и советское государство все сделали для того, чтобы манкуртство пустило корни и стало распространенным явлением ». Как же зто происходило?

Для достижения своих фантастических целей партии нужны были бездумно преданные, оторванные от национальных корней исполнители...

Национальные традиции, обычай, вообще национальная специфика игнорировались как примитивная архаика. Любая попытка заступиться за сохранение национального принимались в штыки.

Манкуртами люди не рождаются, ими становится. В условиях, когда знание русского языка давало единственную возможность карьерного роста, казахи в послевоенные годы вынуждены были в кратчайшие сроки овладеть русским языком. Они с этой задачей успешно справились. Некоторые из них в знании русского языка превзошли самих русских. Городские казахи научились не только грамотно писать и говорить, но и стали мыслить на русском языке. Последующие поколения горожан казахов, отлученные от всего казахского, уже не знали и не желали знать язык отцов за его ненадобностью. Именно здесь гнездиться основа манкуртства.

На социально-политические причины возникновения манкуртства, как семена, брошенные на удобренную почву, были наложены особенности психологии и менталитета казахов. Казахи отличаются не только широтой души и гостеприимством, но и простотой, которая, как известно, хуже воровства, податливостью, внушаемостью. Они легко поверили в то, что пришедшие из глубины веков традиции, обычаи, обряды и другие особенности прежного образа жизни архайчно, тянуть назад, поэтому от них нужно скоре избавиться. Это нельзя назвать иначе как бегство от национальных корней» (М.Шаханов. Желтоқсан эпопеясы. Деректі роман. Алматы, 2008).

В настоящее время тема декабрьских событий в казахской литературе является очень актуальной, вызывающей большой интерес со стороны читательской среды.


ОПУБЛИКОВАНО

Есжанова М., А.Қалшабеков А.Б., Омаров Н.Қ. Отражение темы декабрьских событий в казахской литературе. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Филологические науки"). - C. 22