Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
МЕТОДЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Южно-Казахстанский Государственный университет имени М.Ауэзова


В.А. Сухомлинский писал: «Одна из причин духовной пустоты - отсутствие подлинного чтения, которое захватывает ум и сердце, вызывает раздумья об окружающем мире и о самом себе... Жизнь в мире книг - это совсем не то, что аккуратное, усердное учение уроков. Жизнь в мире книг - это приобщение к красоте мысли, наслаждение культурными богатствами, возвышение самого себя»[3,29]

Для достижения цели воспитания необходимо уделять внимание всем составляющим его аспектам. К сожалению, сегодня наблюдается иная тенденция. Эстетическое и нравственное воспитание часто отодвигается на второй план. Это тенденция наблюдается и системе школьного образования Казахстана. Школьное эстетическое воспитание в начальных классах является одним из наиболее значимых черт культуры личности. Именно в начальной школе формируется эстетическое отношение к миру. Эстетическое воспитание школьников в процессе всей их жизни рождает проблему взаимодействии методов художественно воспитания с общими методами педагогического воздействия. Решающую роль в эстетическом становление личности играют методы собственно художественного воспитания, вероятно, следует отнести практическое обучение детей тому или иному виду искусства. Анализ процесса практического обучения приводит к выводу, что формирование умения видеть, понимать, творить прекрасное в значительной мере осуществляется в процессе обучения. А высокий художественный вкус находится в прямой зависимости от развития интеллектуальных способностей в процессе творческой деятельности, развития эмоциональной сферы. Эстетическое развитие и становление художественного вкуса детей обеспечивают методы, связанные с организацией восприятия и анализом художественных произведений. Сущности, восприятие и анализ неотделимы друг от друга. Задача заключается в том, что бы обеспечить прежде всего условия для наиболее активного и продуктивного восприятия. Здесь имеют большое значение по крайней мере два момента. Во-первых установка на восприятие. Она может заключатся в предварительном ознакомлении с программой произведения, а так же создании определенного эмоционального настроя, пробуждения в ребенке личных переживаний, близких к тем, которые рождает произведение искусства. Во - вторых, создание соответствующего содержания произведения внешнего фона. Этот фон может быть обеспечен, прежде всего, за счет взаимодействия искусств. Таким образом, в основе группы методов организации восприятия и анализа произведения искусства детьми лежит диалектически противоречивая схема: восприятие - анализ - восприятие. Противоречивость ее заключается прежде всего в том, что анализ в известной степени разрушает органически цельную художественную ткань произведения. Методы эстетического воспитания, способствующие эстетическому развитию школьников, формированию их художественного вкуса, это организация их самостоятельной художественной творческой деятельности мало чем отличаются от форм практического обучения.

1. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие - М.: Центр гуманитарной литературы. «РОН», 2002.

2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.,2004. - 464 с.

3. Немов Р.С. Психология. М.,2004.- Кн 2. 540с.


ОПУБЛИКОВАНО

Абилова Б.С. МЕТОДЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 50