PDF-версия статьи |
Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, формирование познавательного интереса является важным фактором становления всесторонне развитой личности Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту. Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них познавательного интереса. Вот почему вопросы формирования познавательного интереса являются основными в подготовке дошкольников к школе. Однако, в настоящее время в большинстве своем дети, поступающие в школу, не подготовлены в этом плане, у них слабо сформированы мыслительные операции, необходимые для успешного усвоения знаний в школе. Мышление таких детей находится на низком уровне, а конкретных программ для формирования познавательного интереса довольно мало. Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях, в частности, в малокомплектных центрах. И здесь на первый план выходят логические игры и упражнения, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно с помощью метода использования логических задач и упражнений можно повысить эффективность формирования познавательного интереса у дошкольника. В связи с этим, логические задачи и упражнения приобретают особое значение в развитии познавательного интереса дошкольников. Сущность интенсификации образовательного процесса заключается в том, что, располагая возможностями усиления познавательной деятельности детей, она обеспечивает элементарно достаточный уровень для старта в познавательной деятельности в школе. Развитие системы образования последних лет характеризуется интенсивным поиском наиболее рациональных форм обучения, формированием новых образовательных технологий, подавляющее число которых имеет комплексный характер. Формированию и развитию основных структур мышления детей может способствовать адекватная постановка задач обучения, включающая как содержание, так и методы обучения, т. е. правильное определение чему и как учить. Так как логическое мышление в дошкольном возрасте преимущественно проявляется через отдельные структурные компоненты, то их целостное развитие возможно посредством занимательного математического материала при условии соблюдения психолого-педагогических требований, обеспечивающих одновременное воздействие на эмоциональную, когнитивную, мотивационную сферы ребёнка путём решения системы логических задач и упражнений: овладение отдельными признаками предметов; проникновение внутрь предметной структуры; объединение воспринимаемых признаков предметов; словесный анализ признаков объекта; группировка объектов на основе наглядно предложенных знаков.
Матасова, Инна Леонидовна. Математические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. по кандидата психологических наук. Самара. 2004.- 40с.
Агаева, Елена Леонидовна. Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования. Автореф. кандидат педагогических наук. Москва.1984.-36с.
ОПУБЛИКОВАНО
Аяпова Бахыт ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ЦЕНТРОВ. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 52