PDF-версия статьи |
Модернизация системы образования в Республике Казахстан ставит важные задачи перед школьным образованием. Начальному этапу обучения отводится особая роль: именно на этой ступени закладывается фундамент знаний об окружающей действительности, развивается учебно-познавательный интерес, формируются общие учебные умения и навыки, которые впоследствии становятся основой непрерывного образования личности. Одним из главных средств социальной адаптации является язык. В основу изучения синтаксических понятий в начальной школе положена культура речевого взаимопонимания, что является основополагающим принципом в методической системе обучения казахскому языку. В рамках лингвистических учебных предметов казахского языка и литературного чтения предлагается рассмотреть изучение синтаксических понятий на основе коммуникативно-деятельностного принципа обучения и интегративного подхода к школьным учебным дисциплинам. Программа по изучению казахского языка в младших классах школы предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курса: обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение; литературное чтение (классное и внеклассное) и развитие речи; фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи. Таким образом, основные синтаксические понятия, в том числе и виды предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске, знаки препинания конца предложений рассматриваются обособленно от системы работы над текстом. Поэтому возникает потребность в разработке методической системы, обеспечивающей целостное восприятие художественного произведения как произведения искусства, что возможно, на наш взгляд, лишь через интеграцию предметов литературного чтения и казахского языка в начальных классах. Следует отметить, что в ходе обучающего эксперимента у учащихся обнаружился повышенный интерес к урокам казахского языка и литературного чтения, отмечена высокая активность в работе. Повышенное внимание к урокам создает благоприятные условия для обучения родному языку. К перспективам данного исследования мы относим дальнейшее совершенствование методики интегрированного обучения с применением современных компьютерных технологий. Следует, на наш взгляд, пересмотреть содержание казахского языка и литературного чтения для более тесного сближения дидактических материалов на уроках в начальной школе, усилить текстовую основу в обучении казахскому языку, продолжать разработку сценариев компьютерной поддержки на разных этапах обучения: при повторении, обобщении и т.п.
Айдарова Л.И. Маленькие школьники и родной язык. М.: Знание, 1983.-96с. Антонова Е.С. Развитие речи и мышления учащихся на основе интеграции содержания обучения в общеобразовательной школе - автореф. доктора пед. наук.М.,2001.-40с.
Яблоновская, Ольга Викторовна Интеграция уроков русского языка и литературного чтения с целью формирования понятия о видах предложения : 3-4 класс. автореф. кандидата пед. наук М.,2003.- 40 с.
ОПУБЛИКОВАНО
Жанбыршиева А.С., Жанбыршиев С.М. О МЕТОДАХ ФОРМИРОВАНИЯ СИНТАКCИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 54