PDF-версия статьи |
Глобальный характер преобразований, происходящих в РК в настоящее время, затрагивает различные сферы деятельности человека, в том числе и образование. В этой связи школа должна создавать качественно новую образовательную систему, способную моделировать и воспроизводить в действительности все богатство явлений и связей материальной и духовной жизни общества, направленную на интеллектуальное и духовно-нравственное развитие формирующейся личности ребенка. Становление такой образовательной системы во многом зависит от содержания того культурного опыта, который сохраняется и передается учащимся в стенах образовательных учреждений, а также от степени активности в деятельности самой личности. Важную роль в данном процессе занимает система гуманитарного образования, в частности, обучение учащихся начальной школы родному языку. Актуальными стали не только проблемы отбора содержания и организации процесса усвоения знаний, но и развитие способностей к познавательной творческой деятельности, духовное и нравственное совершенствование учащихся. Современное казахстанское общество требует от человека не только политехнизма знаний, высокого культурного уровня, глубокой специализации в различных областях науки и техники, но и умения жить, сосуществовать в обществе. Основными параметрами личностного развития ребенка можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях. Уровень развития этих качеств можно рассматривать как показатели сформированности социальной компетентности и социального становления личности. Любая деятельность требует от человека определенных задатков и способностей к ее выполнению. Примитивным видам деятельности обучается каждый здоровый человек. Но есть такие виды деятельности, которые требуют развития не только общих, но и специальных способностей. Процесс литературное развитие, как мы определили, и направлен на развитие именно таких специальных, литературных, способностей ребенка. Именно поэтому вопрос о литературном развитии тесно связан с проблемой литературных способностей. Литературные способности относят к творческим. Основным критерием творчества является оригинальность результата, его новизна, отличие от уже созданного ранее. Значит, одним из признаков творческой личности будет ее стремление к оригинальности, новизне, умение отказаться от привычного, устоявшегося.Психологи считают, что задатки творческих способностей присущи практически любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно лишь уметь раскрыть их и развить. Раскрыть же их можно только в деятельности. Значит, и литературно-творческие способности можно выявить, раскрыть и развить в литературно-творческой деятельности Литературное творчество- процесс возрастной, так как по мере развития кругозора, накопления читательского опыта восприятие одного и того же произведения одним и тем же человеком с годами будет углубляться. Но это и учебный процесс: характер обучения обязательно сказывается на ходе литературного развития, причем может не только способствовать его развитию, но и из-за неумелых действий учителя затормозить его. Современная методическая наука ищет средства и условия, технологии, способствующие литературному творчеству школьников.
Абдрахманова А.С., Изакова А.Т. Проблема эффективности и результативности процесса обучения и их диагностика // Вестник НАПК, 2005, №2. С.45-51
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.- М., 1996. 540с.
ОПУБЛИКОВАНО
Мурзабекова Меруерт ЗНАЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА КАК ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 55