Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
СМЕХ В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ ЯКУТОВ

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова


Смех является важной составной частью жизни человека и этноса в целом, так как в этой сфере наиболее отчетливо проявляется менталитет народа, его оптимизм, система мировосприятия, как позитивное, так и негативное отношение к соответствующим явлениям жизни. В этом плане представляется чрезвычайно целесообразным и актуальным обращение к данной проблеме в рамках этнологической науки.

Смеховая культура, включая в себя юмор, иронию, пародию, сатиру и другие формы, выражает способность этноса к комической оценке действительности. Кроме того, смех как «универсальная мировоззренческая категория» выполняет ряд функций: защитную, воспитательную, мотивационную, реламентирующе-регулирующую, метафорическую [2].

В полной мере это относится и к якутскому народу, в течение всей истории существования которого, проблема выживания и адаптации имела принципиальное значение в силу экстремальных природных условий проживания.

Одним из главных источников изучения смеха являются фольклорные материалы. Поскольку якуты были народом бесписьменным, в качестве исторического ориентира выступает устное народное творчество: пословицы и поговорки, песни, сказки, предания, скороговорки, анекдоты и др. Кроме того, именно в фольклоре можно найти ответы на вопросы о природе смеха, о его причинах и корнях.

Самым значительным жанром якутского фольклора считается олонхо – героический эпос, главной темой которого выступает идея установления счастливой жизни и искоренения зла на земле, идея борьбы за социальную справедливость. Крупнейшими якутскими эпосами являются «Ньюргун Боотур Стремительный», «Строптивый Кулун Куллустуур», «Могучий Эр Соготох», «Кыыс Дэбэлийэ». В них содержатся большое количество сюжетов, имеющих смысловую юмористическую окраску, самоиронию героев.

В якутских сказках используются все приемы, о которых говорят исследователи комического: встречается юмористическое отношение к жизни, к проблемам, к персонажам; выявляются пороки и недостатки общества, которые в наиболее яркой и доступной форме разоблачаются. По А. Бергсону, здесь смех, выполняя функцию бичевания нравов, приспосабливает к среде, исправляет и сглаживает недостатки [1]. Кроме того в сказках смех, обладая мощным психотерапевтическим эффектом, избавляет героев от возможных проблем и страхов.

Одним из архаичных сатирико-юмористических жанров якутского фольклора является якутская скороговорка «чабыргах», которую исполнитель должен был проговорить или пропеть выразительно, причем ритмично и быстро, как бы на одном дыхании. Основным его назначением является сатирическое или комическое отражение действительности. В них дается острая оценка условий жизни и особенностей быта народа; он выступает средством иносказания, когда молодые люди посредством чабыргаха «переговаривались в шутливом тоне, не желая прямо высказать свои мысли и чувства» [3]; как древний фольклорный жанр, включая заклинания, содержал ранние религиозные верования [4].

Смеховой аспект присутствует и в национальном празднике якутов «Ысыах» – все состязательные мероприятия сопровождаются одобрением или порицанием, громким смехом и ударами в ладоши, восторгом или насмешками.

В этнокультурной традиции якутов смех выполнял ритуальную функцию, обеспечивая плодотворную силу, помогая земле в родах. Так, он являлся обязательным элементом в родильной обрядности, ассоциируясь с богиней деторождения Айысыыт.

В условиях традиционного общества смех также присутствует в промысловых обрядах, шаманских камланиях.

Для освещения современного состояния общества большой интерес представляют анекдоты, имеющие актуальность содержания, содержащие установку на создание комического эффекта, характеризующиеся лаконичностью повествования.

Таким образом, изучение обрядово-зрелищных, ритуальных, словесных форм комического представляет несомненный интерес и является историко-этнографическим источником для исследования характера народа, этнического самосознания, чувств, психологии, определенных обрядов жизнеобеспечения.

Необходимо дальнейшее исследование смеховых традиций якутов на основе современных подходов к изучению общественного сознания и при детальном анализе установок народа.

Литература:

1. Бергсон А. Смех. – М.: Искусство, 1992. – 128 с.

2. Березницкий С.В. Смех в культуре дальневосточных этносов // Вестник ДВО РАН. – 2007. – № 3. – С. 93 – 101.

3. Кулаковский А.Е. Статьи и материалы по якутскому языку. – М.: Наука, 1978. – С. 289.

4. Серошевский В.Л. Якуты: Опыт этнографического исследования. – М.: 1993 – С. 514.


ОПУБЛИКОВАНО

Сапалова Д.У. СМЕХ В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ ЯКУТОВ. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Исторические науки"). - C. 16