PDF-версия статьи |
А.Н. Леонтьев, рассматривая в диалектико-материалистическом плане категорию взаимодействия, подчеркивает его специфику в органическом мире, в мире живой материи, рассматривая жизнь как процесс особого взаимодействия «особым образом организованных тел». В условиях взаимодействия «тел» живой природы, особенно взаимодействия людей, всегда есть активность обеих сторон, хотя мера ее проявления различна [1]. Взаимодействие в форме сотрудничества предполагает и общение как его идеальную форму. В современных модернизированных обществах существует целая система социальных институтов – исторически сложившихся устойчивых форм совместной деятельности членов общества по использованию общественных ресурсов для удовлетворения тех или иных социальных потребностей.
Нами изучена классификация моделей взаимодействия учреждений в исследованиях Л.Н. Лесохиной [2]:
1. Информационно-познавательная социальная деятельность, которая заключается в углублении и расширении знаний учащихся об окружающем мире вообще и о себе как субъекте общецивилизационного процесса школьной и внешкольной деятельности. В рамках данной модели могут развиваться организационные службы: факультативы, кружки, лектории, научно-практические конференции, школьный научный центр, СМИ школы, школьный выставочный зал по изучению истории школы и т.д.
2. Проблемно-аналитическая или дискуссионная деятельность предполагает развитие социальной деятельности в направлении осмысления и анализа реальности, которая включает подготовку, проведение и создание дискуссионного клуба, студий, салонов и т.д.
3. Социально-ролевая модель включает социальную деятельность, ориентированную на поиски себя в определенной социальной роли, а также на подготовку (интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую) к этой роли. «Сверхзадача этой модели – поиски содержания жизни». Модель ориентирована на допрофессиональную подготовку школьников старших классов.
4. Игровая деятельность или «театр жизни», как разворачивающаяся во времени и пространстве картина человеческих исканий, счастья, радости и горести, ориентирована на проигрывание различных жизненных ситуаций.
Вышеназванные модели способствуют пониманию школы и ее культурной среды как условия сохранения традиций, открытия новых культурных перспектив, ориентации на взаимодействие с разными культурами, активизацию социокультурного потенциала образовательного учреждения.
Образовательный процесс представляет собой многоплановое и многообразное взаимодействие. Это и собственно учебное или учебно-педагогическое взаимодействие вуза и образовательного учреждения; это взаимодействие преподавателя вуза и учителя между собой; это и межличностное взаимодействие, которое может своеобразно воздействовать на культурно-образовательное взаимодействие. Основываясь на такой характеристике взаимодействия как активность всех его участников, схему партнерства ВУЗа и школы можно рассматривать как двухстороннее субъект-субъектное взаимодействие, где ВУЗ и школа образуют общий совокупный субъект, характеризующийся общностью цели данного взаимодействия. Партнерство «ВУЗ и школа» входит в более сложную иерархическую систему взаимодействия в образовательном процессе, которое реализуется внутри образовательной системы. Взаимодействие ВУЗа и школы, формируя систему ценностей, способствует взаимоактивизации, интегрирует положительное влияние на единое образовательное пространство, формирует субъект-субъектное отношение.
Список литературы
1. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – М., 1983. – Т.1. – 391 с.
2. Лесохина Л.Н. К обществу образованных людей: Теория и практика образования взрослых. – СПб.: ИОВ РАО, «Тускадор», 1998. – 273 с.
ОПУБЛИКОВАНО
Обутова А.Д., Голиков А.И., Сапалова Д.У. ВУЗ И ШКОЛА КАК ПАРТНЕРЫ В СОПРОВОЖДЕНИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 58