PDF-версия статьи |
Ориентация педагога к общему и профессиональному образованию помогает определить основные направления, цели и принципы его деятельности в сопровождении одаренных детей и подростков, то есть сформировать свою педагогическую философию, свою позицию и выстроить на их основе систему своих действий. На основе изучения методологических подходов к формированию профессиональной компетенции педагогов с учетом специфики работы с одаренными детьми определены следующие подходы к подготовке педагога в сопровождении одаренных детей: личностный, индивидуальный, культурологический, аксиологический, деятельностный, контекстный, профессионально-технологический.
Личностный подход возможен при условии:
- обеспечения субъектной позиции педагога в учебно-воспитательном процессе, создающем условия для самостоятельного определения и осознания мотивов, целей, выбора средств и условий своей деятельности, рефлексии ее результатов;
- перевода учебных и профессиональных проблем в жизненно важные проблемы обучающихся, требующие актуализации и преобразования их целостного субъектного опыта;
- построения системы отношений педагога с учащимися на основе открытости, доверия, диалога, создающих условия для самораскрытия и самореализации творческого потенциала ученика.
Индивидуальный подход – это учет в процессе воспитания и обучения индивидуальных особенностей одаренных детей: их психофизиологических особенностей, познавательных возможностей, общих и специальных задатков и способностей, интересов и потребностей.
Аксиологический подход заключается в ориентации профессионального образования на формирование у него системы общечеловеческих и профессиональных ценностей, определяющих его отношение к миру, к своей деятельности, к самому себе как человеку и профессионалу.
Деятельностный подход. Общепризнано, что человек формируется, развивается и проявляется в деятельности. Именно поэтому эффективность педагогического процесса зависит от включения педагога в активную, значимую для учащихся совместную образовательную деятельность. Посредством организации данной деятельности осуществляется присвоение учащимся социального опыта, развитие психических функций и способностей, формируется система отношений к миру и к самому себе.
Контекстный подход. Сущность его заключается в осуществлении учебного процесса в контексте профессиональной деятельности посредством воссоздания в формах и методах учебной деятельности реальных производственных связей и отношений, решения конкретных профессиональных задач.
Профессионально-технологический подход. Профессионально-технологический подход позволяет строить системный процесс обучения, учитывающий двойственную природу профессионального образования, развивающегося по законам производства и законам профессиональной педагогики. Для профессионально-технологического подхода характерна ценностно-целевая направленность на реализацию профессиональных образовательных программ, содержание которых составляют основные виды профессиональной деятельности специалиста и их теоретические основы.
Таким образом, определение основных подходов к подготовке педагога будут обеспечивать развитие и сопровождение одаренных детей.
Литература
1.Сухобская Г.С. Формирование творческого мышления педагога как социально- психологическая проблема. //Проблемы высшего педагогического образования: Сб. науч. Трудов /Под ред. Г.С. Сухобской. – Л., 1977.
2.Mитина Л.М. Психология профессионального развития учителя /Л.М.Митина. – М.: Моск. псих.-соц. ин-т. Флинта, 1998. – 201 с.
ОПУБЛИКОВАНО
Обутова А.Д. Подходы к подготовке педагогов в развитии и сопровождении одаренных детей . // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 60