PDF-версия статьи |
В связи вышесказанным, в условиях, когда вузы перестали самостоятельно отбирать себе абитуриентов, необходимы формы и методы привлечения абитуриентов отличные от устоявшихся. Действительно, на практике формирование контингента студентов проявляется как многоаспектная проблема, решение которой часто имеет противоречащие друг другу оценки со стороны вуза, абитуриентов и их родителей, учителей и общественности, органов управления образованием и потенциальных работодателей.
Одним из направлений работы по формированию качественного состава студентов является деятельность Ассоциации "Северо-Восточный университетский образовательный округ", равноправными членами которой наравне с университетом являются школы повышенного уровня. Сфера деятельности образовательного округа постоянно расширяется за счет привлечения учебных заведений Чукотского автономного округа, Магаданской области, Камчатского края. Работа со школами строится на основе диагностики потребностей педагогов и их профессиональных запросов. Так, было разработано 6 моделей взаимодействия университета с образовательными учреждениями, которые отражают различные аспекты работы с одаренными детьми, в том числе психолого-педагогическое сопровождение детей, методическое сопровождение педагогов, педагогическая академия для родителей, работа с детьми, проживающих в труднодоступных местностях.
С целью создания дополнительных стимулов к профессиональному совершенствованию учителей, качественному обучению школьников, университетом проводится конкурс на Грант ректора «Учитель года СВФУ». Для выявления творчески и эффективно работающих во взаимодействии с университетом педагогических коллективов и поиска педагогических идей по обновлению содержания, форм, методов обучения и воспитания одаренных детей проводится конкурс «Школа года СВФУ».
Среди мероприятий, направленных на привлечение конкурентноспособных абитуриентов в университет особой строкой проходит Северо-Восточная олимпиада школьников, которая проводится по 17 школьным предметам. Благодаря организации 1 тура олимпиады с применением Интернет-технологий, испытать себя и сопоставить свои знания с требованиями федерального вуза могут ученики отдаленных сельских школ, дети с ограниченными возможностями здоровья, а также учащиеся школ дальневосточного региона. Всего же за три года в олимпиаде участвовали более 27000 старшеклассников.
Еще одной формой работы университета со школьниками является деятельность Малых Академий, которые как центры развивающего образования, ориентированы на подготовку школьников к дальнейшему вузовскому образованию.
В современных условиях большое значение в профориентационной деятельности имеют интерактивные электронные средства, среда, в которой вуз взаимодействует с абитуриентами. С развитием информационно-коммуникационных технологий, дополняя традиционные формы работы, все большей популярностью у школьников пользуются дистанционные профориентационные проекты, интернет-форумы, блоги, которые предполагают их активные контакты с преподавателями.
Важно отметить, что действенной формой в привлечении лучших выпускников школ в вуз является не столько прямая агитация, организация Дней открытых дверей, экскурсий, а сколько освещение всевозможных интересных, значимых событий, происходящих в университете, в том числе через еженедельную информационно-образовательную газету «Наш университет». Надо сказать, что издание распространяется на всей территории ДВФО и нашла свою аудиторию.
Так, университет, адаптируясь к современным условиям, проводя сложный комплекс мероприятий через взаимодействие своих подразделений, школ, социальных институтов общества ищет новые пути формирования качественного контингента студентов, взращивания конкурентно-способных специалистов.
ОПУБЛИКОВАНО
Федорова С.В. О методах формирования качественного состава студентов . // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 59