Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
ВАРИАТИВНО-ПРОГРАММНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ УЧИТЕЛЯ

ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»


Модернизация российского образования в рамках Болонского соглашения, изменение общемировых тенденций в ценностях и целях профессионального образования, введение ФГОС, разработка единых требований к качеству образования, увеличение роли педагогических кадров в обновлении образования обусловливают актуальность проблемы построения собственной профессиональной карьеры в течение всей жизни человека.

Непрерывное образование становится основополагающим принципом образовательной системы и участия в ней человека на протяжении всего непрерывного процесса его деятельности.

Континуум непрерывного образования акцентирует внимание не только на постоянстве процесса обучения, но и на разнообразии его форм - формальное, неформальное и информальное. Реализации идеи вариативности уровней, содержания и технологии карьерного развития в условиях непрерывного образования способствует вариативно-программный подход.

Вариативно-программный подход – это предоставление учителю возможности выбора сферы деятельности и общения; объединений, организаций, групп, в которых создаются необходимые условия для развития профессиональной карьеры.

Вариативность - основная тенденция проводимых в современной системе образования инновационных изменений. Идея вариативности развития профессиональной карьеры возникла как следствие осознания необходимости преодоления господствовавшей до недавнего времени унификации и единообразия профессионального развития и нацелена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации и диверсификации процессов развития карьеры.

Речь идет не только о вариативности процесса развития карьеры в организации в целом, имеющем общие цели применительно ко всему персоналу, но и о возможности каждого сделать определенный выбор траектории развития карьеры, который соответствует его личностно-индивидуальным особенностям.

Вариативность развития профессиональной карьеры - система организации процесса карьерного развития, основанная на предоставлении учителю достаточно большого многообразия полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов траекторий развития карьеры, широкого спектра возможностей осмысленного и адекватного вектору развития карьеры выбора такой траектории.

Реализация идеи вариативного развития профессиональной карьеры осуществляется различными способами:

-через вариативное комбинирование уровней развития карьеры;

-через создание избыточного спектра программ карьерного развития и реализующих их образовательных структур;

-через модульный характер программ, обеспечивающий плюрализм, гибкость и возможность выбора траекторий карьерного развития;

-через многообразие технологий, способов, методов и организационных форм развития карьеры, применяемых учителем.

Вариативность развития профессиональной карьеры представляет систему организации процесса карьерного развития, основанную на сочетании принципов целостности и вариативности. Сущность системы заключается в создании вариативных условий деятельности учителя, а также ситуации выбора личностью оптимально возможных вариантов самопроявлений, способствующих развитию ее творческой индивидуальности.[1]

Вариативность, определённая индивидуализацией и динамикой направленности карьерного развития, включает две взаимообусловленные составляющие:

- вариативность вертикальной составляющей развития карьеры (каждый учитель меняется в процессе реализации карьерных интенций, а значит, требует другого уровня развития профессиональной карьеры);

- вариативность горизонтальной составляющей развития карьеры (направленность на решение проблем и расширение сферы профессиональной деятельности, оказывающая влияние на качество организации и результативности образовательного процесса).

Вариативность вертикальной составляющей развития карьеры включает в себя предоставление возможностей развития карьеры на различных уровнях: уровне конкретного образовательного учреждения, уровне педагогических сообществ, уровне магистратуры, уровне аспирантуры.

Непрерывное педагогическое образование является стратегическим ориентиром образовательной политики карьерной ориентации. Вариативность в системе непрерывного образования дает возможность рассматривать человека как ценность, как часть национальной культуры В рамках непрерывной системы образования взрослых человеку необходимо создать условия выбора образовательных траекторий в соответствии с его индивидуальными потребностями и намеченным вектором развития карьеры.


ОПУБЛИКОВАНО

Крисковец Т. Н. ВАРИАТИВНО-ПРОГРАММНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ УЧИТЕЛЯ. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 62