PDF-версия статьи |
Согласно А.В. Овчинникову [3], законодательные акты закрепляли основополагающие направления образовательной политики с учетом традиционалистских особенностей Российской империи при сохранении имеющихся духовно-нравственных начал российской цивилизации и опосредовано влияли на разработку и развитие отечественной педагогической теории. При этом власть не могла не учитывать определенное политическое влияние представителей органов государственной власти и общественности при разработке нормативного документа.
В основу периодизации развития нормативно-правовых основ становления образовательной политики в России во второй половине XIX - начале XX века положено хронологически последовательное решение проблем, составляющих предмет ведения органов государственной власти, отражавших основные направления реализации концепции государственной образовательной политики.
Первый этап (вторая половина 50-х — начало 70-х гг. XIX века) —реформационно-преобразовательный, для которого была характерна выработка новых концептуальных основ образовательной политики, направленных на расширение представительства в ней общественно-педагогической и частной инициативы.
На втором этапе (начало 1870-х — 1880- е гг.) — охранительно-просветительском — государство отстаивало необходимость «охранения дела народного образования от посторонних пагубных влияний». Изменения законодательства в области образования положили начало попыткам власти сузить веер поисков вариантов переустройства отечественной системы образования, ограничить вхождение модернизационных притязаний западного образца, добиваясь этого частичным обновлением путей традиционно-консервативного развития в условиях новой политико-правовой ситуации, сложившейся после принятия нового школьного законодательства в середине 60-х годов ХIХ столетия.
Третий этап (90-е гг. XIX в. — 1917 гг.) — преобразовательный, ориентированный на сохранении самой классической системы обучения. Для данного этапа в развитии законодательства было характерно: организация новых мероприятий по воплощению в жизнь основных положений школьного законодательства, систематизированного во второй половине 70 — 80-х гг. ХIХ столетия (1890 г.); ослабление влияния Церкви на просвещение народов государства (1893 г., 1896 г.); разработка проектов преобразований средней школы (начало XX века); ослабление влияния Русской Православной церкви на начальную школу, путем изменения порядка финансирования церковно-приходской школы (начало XX века); незначительное расширение самостоятельности университетов (вводилось право выбора ректора и деканов, а также некоторое расширение прав советов университетов) (1905 г.); активизация в законотворчестве — за время работы III Государственной Думы было принято 300 законопроектов, регулировавших сферу образования и воспитания; расширение прав учредителей средних общеобразовательных учебных заведений (1914 г.); попытка «связать все ступени школы в единый законченный комплекс» (май-июнь 1917 г.).
Государственная концепция образовательной политики (А.В. Головнин, Д.А. Толстой, И.Д. Делянов, П.Н. Игнатьев, М.Н. Катков и др.) выстраивалась на основе западноевропейского опыта (70-80-е годы XIX в.); построение теории и практики образования на основе самобытных традиций, как детерминанты сохранения традиций российского социума (90-е годы XIX в. — 1914 г.); идея создания русской национальной школы (годы первой мировой войны).
Список использованных источников
1. Днепров, Э.Д. Образование и политика. Новейшая политическая история российского образования / Э.Д. Днепров. 2 т. М., 2006.
2. Кондракова, И.Э. Образовательная политика: содержание понятия / И.Э. Кондракова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. №128. С.116-124.
3. Овчинников, А.В. Политико-правовой процесс в российском образовании XIX – XX века: монография / А.В.Овчинников. М.: УРАО ИТИП, 2009. – 258 с.
4. О реформе средней школы (журналы совещаний, проекты, законы и т.д.). 1915-1916 // РГИА. Ф.1129. Оп.1. Д.56.
ОПУБЛИКОВАНО
Аллагулов А.М. Концепция государственной образовательной политики в России во второй половине XIX — начале XX века. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 63