Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
КОНЦЕПЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Российский государственный социальный университет


Работа выполнена при поддержке федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" (соглашение №14.В37.21.0274).

Современные образовательные перемены, направленные на изменение содержания, структуры и формы образовательного процесса, несут в себе новую для отечественного образования идею включающего, или инклюзивного образования. Понимание концепта инклюзивного образования связано с включением в единое образовательное пространство детей с особыми образовательными потребностями (с нарушениями здоровья). Специализированная система обучения детей с нарушениями здоровья, составлявшая основу отечественной образовательной политики многие годы, явилась одной из причин серьёзной дискриминации инвалидов в российском обществе.

В не менее плачевном положении оказались и некоторые иные прослойки общества, подпадающие под определение – «другие». «Другие», непохожие на общую массу людей, имеющие какие-либо отличия от социума, обладающие разнообразными особенностями личности – имеющие потребность в достойной социальной реализации, признании права на «особливость», как основы нормальной жизнедеятельности человека, становятся полноправными субъектами инклюзивного образования, наравне с людьми, имеющими ограничения в здоровье. Все они подпадают под определение люди (дети) с особыми образовательными потребностями.

Субъектами инклюзивного образования становятся также дети, не имеющие патологических отклонений и дети, с так называемым, опережающим развитием–одарённые дети. Таким образом, инклюзивное образовательное пространство, объединяющее всех детей, не зависимо от каких-либо особенностей личности, становится своего рода «уменьшенной копией» взрослого социума. Очевидно, что обучаясь в условиях включающего образования, дети с различными образовательными потребностями (РОП) познают основы взаимодействия с людьми с разными особенностями личности, научаться выстраивать данные отношения, что будет иметь первостепенное значение в их взрослой жизни.

Инклюзивное образование имеет огромный потенциал для обучения социальному взаимодействию детей с разными личностными особенностями. В данном образовательном формате ребёнок приобретёт необходимый социальный опыт, осознает потребности «других» людей, их возможности, научится принимать и понимать их, что станет основой качественно нового уровня взаимоотношений, заложит фундамент уникального гуманистического концепта – культуры инклюзии. «Инклюзия становится новым кодовым знаком для обозначения стремления к преодолению неравенства, обретения свободы и нового качества жизни»[1, 6]. Обретение свободы и нового качества жизни – есть неотъемлемая потребность жизни каждого человека, но в условиях инвалидности эти концепты получают качественно другое значение. Особенно актуально это положение для жизни в условиях современной России.

Значимой проблемой современного отечественного социума становится социальная сплочённость общества. На этой проблеме константно заостряют наше внимание многие учёные, политики, общественные и культурные деятели России. «В условиях последнего глобального кризиса достаточно чётко выявились основные социальные угрозы, влияющие на общественную стабильность и социальную безопасность человека»[2,63]. Несомненно, прогрессивно нарастающие конфликты, связанные с межкультурными, национальными различиями, с проявлением различных «отличительных» особенностей личности, рост ксенофобии, экстремизма требуют системной разработки стратегии социальной сплочённости общества. В этих условиях инклюзивное образование, как основа формирования культуры инклюзии, есть значимый шаг в сторону консолидации общества, преодоления деструктивных стереотипов, воспитания практики гармоничного взаимодействия между людьми с разными личностными особенностями и потребностями, изменения мировоззрения современного общества в сторону гуманизма. Лишь поворот отечественного образования в сторону воспитания культуры инклюзии способен создать условия для становления России, как цивилизованного социального государства.

Литература:

1.Инклюзия как принцип современной социальной политики в сфере образования: механизмы реализации/под ред. П.Романова, Е.Ярской-Смирновой. Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ», №205. М.: Московский общественный научный фонд; Центр социальной политики и гендерных исследований, 2008г.

2.Синягина Н.Ю. Социальная сплочённость общества: актуальность миссии поликультурного воспитания подрастающего поколения//Человеческий капитал, 2011.


ОПУБЛИКОВАНО

Судакова Н.Е. КОНЦЕПЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ . // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 64