Работа выполнена при поддержке федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" (соглашение №14.В37.21.0274). Современный мир явил собой радикальные изменения в мировоззренческих устоях всего человечества. Значимые сдвиги в информатизации и технологизации общества повлекли за собой фундаментальные изменения во всех сферах жизнидеятельности человека. Вопросы формирования ценностного восприятия, мировоззренческих парадигм весьма актуализировались. В данном контексте возросла роль музыкального искусства, как носителя ценностного потенциала человечества. XXI век – век научного «прорыва», основанного на новом исследовательском подходе – метаисследовании. Искусствознание, изучающее музыкальное искусство, в поисках новых оптимальных путей решения научных вопросов в области музыки выходит на концептуально новый исследовательский уровень средствами метаподхода, за счёт других смежных направлений социальных и гуманитарных наук: философии, культурологии, педагогики, истории и др. Что вполне закономерно, так как музыкознание (как область искусствознания, изучающая музыкальное искусство), является не закрытой, а «открытой целостной диалектически развивающейся системой знаний, которая может быть рассмотрена как наука о музыкальном искусстве и его конкретных проявлениях, как метод его постижения, как результат осмысления различных видов музыкальной деятельности (творчества композитора, искусства исполнителя, слушательского восприятия, музыковедческого мышления). В связи с этим методологические исследования в системе музыкознания есть метаисследования эволюции, логики, аксиологии музыковедческой науки, а также деятельности, теорий, методов в этой сфере» (Кулапина О.И.). Таким образом, определение места научного направления «Философия музыки» в искусствоведческой перспективе имеет серьёзный потенциал к развитию как музыкознания в частности, так и искусствоведения в целом. «Философия музыки» как новое научное направление обогащает само искусствоведение, выстраивает новые траектории его развития, в том числе и в вопросах влияния музыкального искусства на формирование ценностных доминант общества, его мировоззренческих парадигм. Влияние музыки на мировоззренческие парадигмы: когнитивную, аксиологическую, социокультурную, художественную, образовательную, носит взаимодополняющий и взаимообогащающий характер, так как в процессе взаимодействия меняются их сущностные характеристики. Мировоззренческие парадигмы с одной стороны имеют существенный потенциал к развитию, как музыкального искусства, так и искусствоведческой науки, с другой всецело зависят от собственно музыкальных ценностей превалирующих в обществе. Следовательно, точки бифуркации и трансформации мировоззренческих парадигм (как вопросов изучения философии музыки) и искусствоведческой науки имеют серьёзный исследовательский потенциал.
Когнитивная, аксиологическая, социокультурная, художественная, образовательная парадигмы несут в себе обновлённое понимание самоидентификации и самореализации личности в современном мире, как Человека – Творца. В данном контексте музыкальное искусство имеет серьёзное преимущество перед другими видами практик человека, как вид деятельности, суть которого свободное художественное творчество, выраженное через интонацию. Акт свободного художественного творчества – музицирование, есть путь к становлению эстетических и художественных идеалов личности. Его взаимообогащающее значение – есть функциональная особенность, где музыкальное творчество воздействует на мировоззрение, духовно-нравственные доминанты личности, и в свою очередь так же подвержено влиянию самого человека. Данный взаимообмен способствует дальнейшему спиралевидному развитию, как общества, так и музыкального искусства. Современное понимание философии несёт в себе становление нового понимания мира, где аксиологическая, когнитивная, социокультурная, художественная и образовательная парадигмы существуют в неразрывной связи. Такое понимание философии способствует новому витку развития, как науки, так и искусства, в том числе музыкального. Изучение данного потенциала с точки зрения искусствоведения – есть путь к новым открытиям в исследовательском поле музыкального искусства.
Кулапина О.И. Методологические вопросы теоретического музыкознания/автореферат, 1985г.