PDF-версия статьи |
Воспитать творческую личность, т.е. сформировать контекст, условия и установку на творчество, с одной стороны, и потребность и побуждение к творчеству, с другой, нельзя без специальных усилий общества, без соответствующей политики, направленной на эту культурную цель. Будучи по своей природе существом творческим, человек обладает склонностью к художественной деятельности. С раннего возраста дети пробуют свои силы в области пения, рисования, искусства слова. Развивать и совершенствовать эти склонности и способности – одна из задач эстетического и художественного воспитания и развития, которые являются одним из важнейших средств качественного совершенствования человеческой природы.
«Одна из самых важных проблем педагогики – дать ребенку жизнь в мире книг. Я вижу воспитательную задачу исключительной важности в том, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью каждого ребенка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашел привлекательное и роскошное общение с мыслью, красотой, величием русского духа, неисчерпаемым источником знаний.
Основная задача педагога – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.
Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это, прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности.
Писатель, создавая произведение, воздействует на эмоции человека; эмоциональная деятельность (и это доказано исследованиями биологов) подталкивает мыслительную; мысли стремятся к речевому оформлению. Следовательно, хорошая книга учит думать, развивает речь, память.
Главным условием решения задач программы является организация личностно-значимого для ребенка полноценного чтения и анализа художественных произведений. Слушая и анализируя произведения, ребенок задумывается о разных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире.
Огромную роль в организации этого процесса играет эмоциональный фон деятельности детей, организация моментов сопереживания, поскольку в постижении художественного текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания. Сопереживание и оценка - основы формирования нравственных представлений и убеждений личности.
Оценивая поступки литературных героев, ребенок соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо» с нравственными ценностями своего народа и человечества и, в конечном итоге, получает представления о нормах поведения и взаимоотношений людей, которые ложатся в основу формирования его личностных качеств и убеждений.
Художественная литература и художественное творчество направлены на формирование у детей: самостоятельности мышления;любознательности; познавательного интереса;художественного вкуса;творческих умений;чувства прекрасного.
Справедливо утверждение, что если люди перестанут читать – они перестанут думать. В наши дни необходимо признание процесса чтения определяющим в образовании и нравственном становлении человека.
Приоритет книги в человеческой жизни, уважение к ней, к человеку читающему и, как следствие, много знающему, должно всячески демонстрировать и воспитывать в ребенке, начиная с дошкольного возраста, а не со школьных лет, как было ранее.
Таким образом, литература была и остается мощнейшим средством воспитания и развития личности. Развитие и поддержка чтения является одной из главных задач для государства и общества в целом. Сегодня главными акцентами при решении этой задачи становится развитие читательской культуры и компетентности, улучшение качества чтения детей, прежде всего – их приобщение к ценностям литературной культуры и обеспечение преемственности при ее передаче от поколения к поколению.
Литература
1. О.А.Куревина «Путешествие в прекрасное». М., 1995г.-260с.
ОПУБЛИКОВАНО
Мамытбаева Ж., Ибрагимова У. Развитие художественного творчества и восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста. // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 5