Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ

Рязанский государственный радиотехнический университет


Учреждения высшего образования имеют статус публично-правовой корпорации и являются государственными учреждениями под руководством земель. Они могут также быть образованы в различных правовых формах.

Учреждениями высшего образования управляют или ректор (ректорским органом) или иначе президентом (президентским органом). Ректор избирается из числа профессоров, принадлежащих этому учреждению, или из числа внешних претендентов. Наряду с ректором или президентом, у учреждений высшего образования есть канцлер, который является самым старшим административным чиновником и ответственен за бюджет.

В целях поддержки управления учреждений высшего образования со стороны внешних экспертов, почти во всех землях были основаны советы по высшему образованию (Hochschulrat) или советы попечителей (Kuratorium). Они включают лица от промышленности или ученых из других учреждений. Эти органы могут осуществить право на вето или участие в решении основных бюджетных проблем или относительно планов развития учреждения высшего образования. Как правило, они также имеют консультативную функцию и вырабатывают рекомендации.

Основной организационной единицей в высших учебных заведениях является департамент (Fachbereich), в некоторых землях также известен как факультет (Fakultät). Не посягая на ответственность центральных органов (Kollegialorgane). Совет факультета ответственен за все исследовательские и учебные проблемы. Его возглавляет декан (Dekan), который должны быть профессором из числа членов совета. Декан осуществляет право надзора и инструктирования преподавателей факультета относительно выполнения учебных и экзаменационных обязательств.

Учреждения высшего образования принимают свои собственные уставы (Grundordnungen), которые подлежат одобрению Министерством просвещения или Министерством науки и исследований земли, в которой они расположены. Решение по поводу устава и выборов руководящего совета высшего учебного заведения принимаются Сенатом высшего учебного заведения, Советом по высшему образованию или Советом попечителей или вторым составным центральным органом (Konzil – Совет, Konvent – Соглашение, Großer Senat – Полный Сенат, Versammlung – Ассамблея), в котором сотрудничают представители учреждения высшего образования, в том числе сотрудники и студенты.

В качестве публично-правовых корпораций и, в то же время, государственных учреждений, высшие учебные заведения имеют право самоуправления. В соответствии с Рамочным законом о высшем образовании (Hochschulrahmengesetz) и законам земли о высшем образовании, все члены высшего учебного заведения, то есть все те, чья основная занятость в учреждении, и все поступившие студенты, участвуют в процессе принятия решений.

Тип и объем участия в органах высшего образования зависят от квалификации, функций и обязанностей вовлеченных сторон и кого затрагивают решения. Например, профессоры, у которых есть большинство голосов в тех органах, которые составлены согласно различным типам участников, обладают властью принятия решения по исследованиям, художественным программах развития и назначении преподавателей. У профессоров есть, по крайней мере, половина голосов в вопросах относительно обучения, за исключением оценки.

Студенты обычно создают студенческие органы (Studierendenschaften), чтобы заботиться о студенческих интересах в политике высшего образования и социально-культурных вопросах, межрегиональных и международных студенческих отношений, а также тех студенческих интересов, касающихся обязанностей учреждений высшего образования. Эти студенческие органы, членами которых каждый студент становится автоматически при зачислении в университет, действуют на принципах самоуправления. Они представлены студенческим парламентом (Studierendenparlament) и Общим Студенческим Комитетом (Allgemeiner Studierendenausschuss – AStA) в большинстве учреждений высшего образования. Оба органа избраны студентами. Студенческий орган подвергается юридическому надзору (Rechtsaufsicht) руководства учреждения высшего образования. Студенты также участвуют в оценке обучения.

Список литературы:

1. Система образования в Федеративной Республике Германии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kmk.org/fileadmin/doc/Dokumentation/Bildungswesen_en_pdfs/dossier_en_ebook.pdf


ОПУБЛИКОВАНО

Дудукина Ольга Ивановна ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ. // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 4