PDF-версия статьи |
Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.B37.21.0980 «Феномен конвергентности науки, технологий и человека: философско-методологические основания анализа и концептуализация».
Funding. The study was supported by The Ministry of education and science of Russia, project 14.B37.21.0980.
Одним из актуальных вопросов современности является поиск путей развития цивилизации, общества, человека. Современная эпоха показала, что научный разум в качестве нового образца научности выдвигает комплексные междисциплинарные исследования, а в качестве идеала научности высокую социально-практическую ориентированность. Анализируя изменения научного знания, исследователи говорят о формировании коммуникативной науки, холистической парадигмы. Исследуя логику исторического развития каждого типа цивилизации, наука выделяет основные социокультурные регулятивные механизмы или конфигураторы: кумуляция, дивергенция, адаптация, синтез, селекция и конвергенция. Каждому этапу развития цивилизации, культуры, социума присущ свой регулятивный механизм.
Развитие общества на всех его этапах, в том числе и динамика научно-технологического развития современного общества, сопровождалось двумя противоположными процессами - конвергенцией и дивергенцией.
Современный этап мировой истории характеризуется интенсивным развитием общества, что, безусловно, определяет актуальность проблемы конвергенции. Если ранее процесс конвергенции характеризовался стабильностью и устойчивостью и реализовался традиционными объединительными стратегиями, апробированными несколькими поколениями, то современные общественные процессы глобализации, технизации и информатизации требуют от человека и от институтов общества качественно новых стратегий и тактик слияния, учитывающих всю разноплановость, сложность и многомерность современных изменений, неведомых ранее человечеству.
С конца XX века конвергенция стала доминирующим фактором динамики общества и всех его подсистем, которая сближает отдельные развития подсистем, элементов и институтов социума, способствуя формированию единой целостносной системы науки, технологий и социума.
Таким образом, актуализация проблемы рассмотрения конвергенции науки, технологии и общества непосредственно обусловлена научно-технологическими изменениями и социальными факторами нашего времени. Среди них следует указать на глобализацию и информатизацию жизни общества, и как следствие, начавшиеся в конце прошлого века и продолжающиеся по сей день интенсивными изменениями во всех сферах жизнедеятельности, поистине обладающими радикальным характером.
ОПУБЛИКОВАНО
Алиева Наталья Зиновьевна, Абдужамалова Мадина Азимовна ФЕНОМЕН КОНВЕРГЕНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ. // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Философские науки"). - C. 3