PDF-версия статьи |
В последнее время увеличилось число исследовательских работ, посвященных новейшим информационным технологиям, в том числе и методам дистанционного обучения. В их числе следует отметить исследовательскую работу Ш. Курманбаевой «Научно-методические основы ускоренного обучения казахскому языку государственных служащих» [1] и исследовательскую работу Ж.Жамашевой, посвященной дистанционному обучению ведения делопроизводства на государственном языке [2].
Из учебных целей процесса обучения следует отметить проблемное, бинарное и видеозанятие, итоговое занятие, лабораторные работы и практические занятия; а из учебных методов – объяснение, анализ, практическую, самостоятельную и контрольную работы. С.Д. Каракозов [3] отмечает, что «есть два способа, обеспечивающих дистанционное обучение – расширение и передача». Учитывая данное высказывание, раскроем суть вышеуказанных способов. Модель расширения имеет место в случае, когда преподаватель ведет занятие, незначительно отличающееся от традиционного. Деятельность педагога, единство учебных материалов, учебная среда создают впечатление о ведении занятия в аудитории. Вместе с тем происходит восполнение способа общения и получения информации. Данная модель обучения демонстрирует, как лекция и дискуссия постепенно превращаются в индивидуальные учебные материалы. Модель передачи соответствует традиционной форме дистанционного обучения, только в новом виде: основывается на особенной технологической связи между обучающимся и преподавателем.
Таким образом, программы дистанционного обучения не обязательно должны соответствовать какой-либо определенной модели. Но следует учесть необходимость разрешения психологических, педагогических проблем, часто сопутствующих образовательным особенностям моделей дистанционной формы обучения.
- метод самостоятельного получения знаний, самостоятельное освоение образовательных ресурсов;
- метод индивидуального дистанционного обучения;
- дистанционная передача информации;
- педагогические приемы телевизионной дискуссии.
В процессе классификации методов, приемов дистанционного обучения государственному языку были отобраны наиболее эффективные методы обучения языку:
- метод коммуникации;
- кейс-метод;
- интерактивный метод;
- сетевой метод;
- метод- корреспонденция.
С целью уточнения методических основ исследовательской работы нами определены уровни подготовленности студентов посредством содержательного, мотивационного и деятельностного компонентов: высший, средний, низкий. Данная классификация произведена на основании предварительного анкетирования студентов.
Реализация этих технологий в практике самообучения, т.е. дистанционного обучения государственному языку может способствовать повышению качества подготовки студентов, обеспечивая осознанное и самостоятельное достижение ими определенного профессионального уровня.
Литература:
1.Курманбаева Ш.К. Научно-методические основы ускоренного обучения казахскому языку государственных служащих. Диссертационная работа. - Алматы, 2009. –ст.56
2.Жамашева Ж.Р. Метод дистанционного обучения ведению делопроизводства на государственном языке (для студентов казахского отделения вузов). Диссертационная работа. - Алматы,2009. – ст.72-73.
3. Каракозов С.Д. Использование телекоммуникаций в образовании.- Барнаул,1999. – ст.171.
ОПУБЛИКОВАНО
Джанабаев Жаксылык Жумадилович, Балтабаева Наргиза Смаиловна Некоторые методологические особенности самообучения государственному языку через дистанционное обучение . // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 6