PDF-версия статьи |
Повышение эффективности филиала может быть успешным, если филиал является базовым для градообразующих предприятий и институтов, где он расположен [1].
Базовые предприятия и институты заинтересованы в подготовке квалифицированных молодых сотрудников для выполнения современных научных и производственных задач, а ведущие специалисты этих учреждений могут влиять на формирование дисциплин специализаций. В этом случае базовые институты и предприятия предоставляют свою научную и техническую базу, для выполнения студентами учебного плана, проведения практик, научной работы, дипломного проектирования. Мощным средством повышения мотивации учебной деятельности студентов является проведение научных студенческих конференций [2], подводящих итоги отдельных этапов научной работы студентов.
Подготовка и участие в таких конференциях позволяет студенту полнее овладеть такими общекультурными компетенциями, как способность к анализу информации, умение логически ясно строить устную и письменную речь, готовность работы в коллективе, умение критически оценивать свои способности, быть высоко мотивированным к выполнению профессиональной деятельности. Среди профессиональных компетенций для научно-исследовательской деятельности следует отметить готовность к разработке методики и проведению физических экспериментов, способность использовать современные компьютерные технологии, умение анализировать полученные результаты, написать научную статью и сделать доклад. Приведем пример филиала МГТУ МИРЭА в г. Дубне.
Город Дубна имеет статус наукограда. Основным базовым предприятием для кафедр филиала МГТУ МИРЭА, является международная межправительственная организация «Объединенный институт ядерных исследований» (ОИЯИ). В 2011 году он отметил 55 лет со дня своего образования. За это время созданы уникальные физические установки: ускорители заряженных частиц и ядерные реакторы, достигнуты выдающиеся научные результаты мирового уровня. Основой современных программ развития ОИЯИ являются каркасные проекты, предусматривающие обновление всех базовых установок и создание новых, проведение на них интенсивных научно-исследовательских работ, наличие мощной вычислительной инфраструктуры.
В филиале МГТУ МИРЭА помимо постоянно действующих научно-практических конференций [2] ежегодно проводятся научные студенческие конференции. Это могут быть конференции разного формата. Доклады студентов, аспирантов и выпускников опубликованы [3]. Это один формат. В последующие годы проводились научные студенческие конференции (например [4]), где студенты 4 и 5 курсов рассказывали о результатах своих научных разработок в области ядерной электроники. Это другой формат. И наконец, лучшие студенты, решившие заниматься научно-исследовательской деятельностью после окончания института, выступают с докладами на ежегодных конференциях молодых ученых и специалистов ОИЯИ, где докладывают свои работы аспиранты и молодые сотрудники ОИЯИ. В качестве примера представлены доклады на XVI конференции молодых ученых и специалистов ОИЯИ [5].
Таким образом, вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу и проведение научных конференций — это перспективный путь повышения эффективности филиалов инженерно-технических вузов в деле подготовки работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации. В этом заинтересованы и филиалы, и базовые предприятия.
Литература:
1. Иткис М.Г., Назаренко М.А. Результаты мониторинга деятельности вузов и эффективность базовых филиалов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований — 2013. — № 1.
2. Назаренко М.А. Научно-практические конференции как дополнительный фактор мотивации студентов // Современные проблемы науки и образования — 2012. — № 6. (приложение «Педагогические науки»). — С. 39.
3. Труды Совещания «10 лет базовой кафедры МИРЭА при ОИЯИ «Электроника физических установок» под общей редакцией А.И. Малахова, составители Е.Б. Плеханов, О.П. Ткачева, Дубна, ОИЯИ, 2010 г., стр. 163, ISBN 978-5-9530-0254-7.
4. Труды студенческой научной конференции, посвященной 55-летию образования ОИЯИ. Под общей редакцией А.И. Малахова, составители Е.Б. Плеханов, О.П. Ткачева, Дубна, ОИЯИ, 2011 г., стр. 91, ISBN 978-5-9530-0293-6.
5. Филатов Г.А. «Минимизация роста эмиттанса в канале Бустер-Нуклотрон». XVI научна
ОПУБЛИКОВАНО
Ткачева О.П., Антипова Е.В., Калугина А.Е. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНТОВ — ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ. // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 3