PDF-версия статьи |
Учебная дисциплина «Русский язык» обладает огромным потенциалом для формирования толерантности личности у студентов вуза. В настоящее время одной из основных задач обучения русскому языку является обучение в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на русском языке. Учебная дисциплина «Русский язык» обладает огромными возможностями воспитания студентов в духе диалога культур, гуманизации межкультурных отношений[2].
Модель формирования толерантной личности студента средствами русского языка в условиях поликультурного пространства вуза представляет собой целостную, развивающуюся систему, так как каждый её компонент, обладая специфическими свойствами, является частью целого. Наличие модели, на наш взгляд, является одним из важнейших педагогических условий сформированности толерантной личности студента, умеющий строить межкультурное взаимодействие в поликультурном пространстве вуза в процессе обучения русскому языку, так как создание модели предполагает целеполагание и прогнозирование результата, научно-обоснованного выбора содержания, организационных форм, методов и средств обучения и воспитания будущих cпециалистов.
Многонациональность, многоязычие и многокультурность Республики Казахстан - богатство нашей страны, фактор ее национальной безопасности. Уважение к другому народу, готовность понять и в чем-то даже принять его традиции и ценности совсем не означает отказа от своих собственных традиций и ценностей, подмены их усредненным представлением о «иноязычной культуре». Нормальное самосознание гражданина независимого Казахстана - это единство трех начал, трех компонентов. Во-первых, это чувство принадлежности к своему этносу, своему народу, любовь и уважение к своим национальным традициям и истории своего народа, стремление владеть своим национальным языком и национальной культурой. Во-вторых, это чувство принадлежности к многонациональному казахстанскому обществу, казахстанский патриотизм, непременно сопряженный с отказом от национального (этнического) тщеславия, от представления о своей этнической исключительности. В-третъих, это чувство принадлежности к мировому сообществу, чувство ответственности не только за судьбы своего народа и своей многонациональной страны, но и всего мира. В современном Казахстане русская культура не просто сосуществует с культурами других народов, она интенсивно взаимодействует с ними. Сегодня в Казахстане говорят более чем на 130 родных языках, на четверти из них в том или иной объеме ведется обучение в школе. Двуязычие, когда оно становится массовым, может привести к вытеснению родного языка и замене его во всех или почти всех функциях языком межэтнического общения. Сложность современной ситуации состоит в том, что, с одной стороны, усиливается проявление нетерпимости, а с другой, совершенно очевидно, что без согласия, мирного сосуществования государств, народов, религиозных конфессий взаимное уничтожение разных цивилизаций, культур, социальных и этнических групп более чем вероятно. Терпимость ныне в большей степени, чем когда бы то ни было в истории, - не просто отвлеченный философский идеал, а практическое условие выживания. Современный мир переполнен противоречиями и конфликтами, не борьба противоположностей, а их единство, должно быть, и будет ведущей тенденцией - это объективная закономерность.
1. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» Астана.27 января 2012 года
2. Башиева С., Геляева А. Толерантность и норма как основа этнического мировидения // Науч.-публ. Вестник «Век толерантности». Вып. 6. М.: науч.-пр. центр псих. Помощи «Гратис». - 2003. - С. 90-98.
ОПУБЛИКОВАНО
ШАНАКБАЕВА К.У. Воспитание толерантности в среде казахстанской студенческой молодежи. // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 7