PDF-версия статьи |
В контексте данного исследования профессионально-коммуникативная компетентность студента понимается как профессионально и личностно значимое интегративное качество, включающее мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты, обеспечивающее успешность профессиональной коммуникации путем осуществления субъектом эффективных и адекватных коммуникативных действий в определенном круге ситуаций взаимодействия в профессиональной деятельности, соответствующих ее целям, нормам общения и специфике конкретной ситуации.
Проанализируем соотнесенность профессионально-коммуникативной компетентности с общими и профессиональными компетенциями, заложенными в ФГОС СПО по специальности 051001 Профессиональное обучение (по отраслям) [1]. Общие компетенции являются наиболее универсальными по своему характеру и степени применения, они метапрофессиональны и востребованы во всех профессиях.
Профессиональные компетенции можно подразделить на ключевые, базовые и профессионально-специализированные компетенции. Ключевые компетенции составляют инвариантную часть профессиональных компетенций и опираются на систему макро-, миди- и миниумений, необхо-димых для практической деятельности специалиста. Для будущего мастера производственного обучения таковыми являются: информационно-коммуникативная, операционально-коммуникативная и рефлексивно-коммуникативная компетенции.
Базовые компетенции привязаны к определенной группе профессий и составляют инвариантную часть профессиональных компетенций, заложенных в требования ФГОС СПО по конкретной специальности. Они востребованы сходными профессиями и являются макропрофессиональными. Для профессиональной деятельности будущего мастера производственного обучения таковыми являются: психолого-педагогическая, методическая, организаторская и дискурсивная компетенции.
Профессионально-специализированные компетенции представляют собой вариативную часть профессиональных компетенций и привязаны к определенной сфере профессиональной деятельности. В основных профессиональных образовательных программах (ОПОП) отражена специфика профессионально-специализированных компетенций в зависимости от отрасли производства (например, технология продукции общественного питания, технология полиграфического производства, технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий и др.).
В ходе мониторинга уровня сформированности профессионально-коммуникативной компетентности студентов нами был также проведен мониторинг профессионально значимых личностных качеств будущего мастера производственного обучения. До и после проведения эксперимента была дана экспертная оценка (в качестве экспертов выступали преподаватели) и самооценка сформированности у студентов следующих профессионально значимых личностных качеств: общительность, эмоциональная привлекательность, психологическая гибкость, рефлексивность, эмпатичность, способность к сотрудничеству, инициативность в общении, культура мысли и речи.
Трудности профессионально-коммуникативного характера, с которыми сталкиваются в своей деятельности молодые специалисты, можно свести к минимуму, если в образовательном процессе колледжа будет уделяться должное внимание формированию профессионально-коммуникативной компетентности студента. Сформированность названного качества личности станет залогом успешности его будущей профессиональной деятельности.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 051001 Профессиональное обучение
ОПУБЛИКОВАНО
Вержинская Е.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА. // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 11