PDF-версия статьи |
В педагогической науке интерес к проблеме творчества, к становлению творческой активности неизменно возрастает. Проблема творчества, творческой учебно-познавательной деятельности, развития творческой активности является сложной междисциплинарной проблемой, требующей рассмотрения в разных аспектах.
Качественными признаками творческой деятельности являются наличие поисковой активности, одновременная вовлеченность в нее многих подсистем личности. Только в общении со зрелыми учеными, в наблюдении за их деятельностью, складывается личность, способная идти своим собственным путем и только внести неповторимый вклад в дело науки. В рамках нашей работы мы говорим об одном из видов творчества – интеллектуальное творчество.
Интеллектуальное творчество - это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать продуктивные оригинальные идеи и выходить за пределы стандартных требований деятельности.
Понятие интеллектуального творчества, на наш взгляд, включает в себя и научное, и литературное, и техническое, и художественное творчество. По сути дела, творчество - это "способность создавать любую принципиально новую возможность" (Г.С. Батищев). В том числе отличительным признаком интеллектуального творчества является усовершенствование способов решения уже известных проблем. В исследовании А.Г. Виноградова было показано, что способность отыскивать (открывать) новые способы деятельности в разных типах проблемных ситуаций является следствием организации индивидуального понятийного знания, которое, может выступать в качестве одного из источников индивидуальных различий в способности к процедурному творчеству.
Среда интеллектуального творчества, формируемая в высшей школе, связана с осмыслением дуальности категории творчества. С одной стороны она, характеризуется свободой самовыражения личности и социума, а с другой, в качестве ценностно-смысловых приоритетов, согласуется с социальной ответственностью за результаты деятельности.
Интеллектуальное творчество, в первую очередь, обусловлено широтой и глубиной охвата проблемы, системностью рассмотрения, вычленением закономерностей, лежащих в основе явлений, при этом главным условием здесь является научная рефлексия. По мнению Г. А. Голицина, «суть… рефлексии – изменение средств и оснований деятельности с целью управления состоянием, его оптимизации, лучшего и более полного достижения цели…»
Следовательно, особое место в организации продуктивного творческого мышления занимает рефлексивное взаимодействие как особый механизм, предполагающий сферу отношений, взаимодействий (к самому себе, к другому ит.д.)
Несоответствие объективно изменившегося социального запроса общества и фактических результатов образовательного процесса актуализирует необходимость качественно обновленной системы рефлексивного взаимодействия, обеспечивающей инициирование интеллектуального творчества студента, саморазвитие и самосовершенствование в совместном с преподавателем в интеллектуально-творческом опыте, становление и развитие его творческих способностей, эффективность исследовательской деятельности по созданию нового творческого продукта. Мы считаем, что процесс развития интеллектуального творчества будет эффективным если будут созданы специальные образовательные ситуации рефлексивного взаимодействия, стимулирующие интеллектуально-творческую деятельность студентов.
Литература
1. Белых, С. Л. Управление исследовательской активностью студента : методическое пособие для преподавателей вузов и методистов / С. Л. Белых ; под ред. А. С. Обухова. Ижевск:УдГУ, 2008. 72 с.
2. Голицын, Г. А. Рефлексия как фактор развития / Г. А. Голицын // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск : Наука, 1987. С. 54-60.
3. Гусинский, Э. Н. Введение в философию образования / Э. Н. Гусинский, Ю. И Турчанинова. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. 224 с.
4. Москвина, А. В. Становление интеллектуального творчества старшеклассников: учебное пособие для студентов педвузов / А. В. Москвина. М. : Высшая школа, 2008. 352 с.
5. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе : учебное посо
ОПУБЛИКОВАНО
Никитина В. В. Проблема развития интеллектуального творчества студентов. // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 12