Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
СВЕРХАДДИТИВНОСТЬ ПРИ ИНТЕГРАТИВНОМ ПОДХОДЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

МБОУ СОШ № 6, г. Кстово, Нижегородской обл.


СВЕРХАДДИТИВНОСТЬ ПРИ ИНТЕГРАТИВНОМ ПОДХОДЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Исмятуллин Р.Г., Нижегородский ВИИВ,

Саксина Н.А., МБОУ СОШ № 6,

г. Кстово, Нижегородская обл.

В последнее время в общественности широко обсуждается идея о введении в школьный курс нового предмета «100 лучших фильмов» для обучающихся 6-7 классов. Министр образования и науки РФ Д. Ливанов сообщил, что будет вестись разработка механизма применения этого нововведения, по результатам чего будут выработаны методические рекомендации для преподавателей данного факультатива.

Однако для проведения занятий по данному предмету необходимо изыскать не менее четырех часов в неделю [1]. К сравнению, на курс истории в 6-7 классах отводится всего 2 часа за тот же период времени.

Таким образом, возникает физическое противоречие между общим хронометражем предложенных фильмов и ограниченным бюджетом учебных часов для изучения вновь вводимых предметов.

Суть предлагаемого подхода к решению обозначенной выше проблемы заключается в том, что использовать данную базу фильмов в сетке расписания можно не в полном хронометраже, а интегрируя отрывки из рекомендованных кинолент в уроки существующих предметов, например в курс истории. С этих позиций был проведен анализ списка фильмов, рекомендованных для изучения в школе [2]. Было установлено, что более двадцати фильмов из предложенной сотни относятся к разряду исторических, то есть могут быть использованы в ходе уроков истории. Так же есть фильмы, снятые по литературным произведениям, входящим в обязательную программу курса литературы. Сам министр культуры в одном из своих выступлений заметил, что «никто лучше учителя истории не проведет урок по фильму "Александр Невский" или учитель литературы - по "Анне Карениной"».

Примером такого интегративного подхода при преподавании курса истории может служить продемонстрированный отрывок из фильма «Александр Невский» (С. Эйзенштейн, 1938), где главный герой выступает с призывом к воинам перед предстоящим боем. Длительность отрывка составляет всего лишь 25 секунд, но как красноречиво произнесены слова, с какой любовью главный герой относится к своей Родине и как непреклонен он по отношению к её врагам. Несколько секунд кинофрагмента можно использовать как способ концентрации внимания детей во время урока, приём вовлечения их в дальнейшую аналитическую работу над фрагментом. Здесь проявляется этап вызова, являющегося основой при развитии критического мышления. Далее детям предлагается обсудить, какой этап Российской истории представлен в данном видеофрагменте; кто мог бы произнести слова: «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет»; кому они могли бы быть адресованы? Для активного вовлечения обучающихся в учебный процесс учитель может прибегнуть к их опросу с целью выяснить, как подействовала речь главного героя на них самих, какие чувства вызвала, воодушевило ли их выступление героя, готовы ли они были присоединиться к нему? Таким способом, по нашему мнению, учителю удастся более эффективно вовлечь обучающихся в учебный процесс, предоставить возможность самим прочувствовать трагичность тех событий и важность момента в судьбе Отечества, привить любовь к своей Родине, к истории своего государства и мотивировать детей на изучение курса истории.

Также учитель в ходе урока сообщает, из какого фильма был использован эпизод и предлагает уже увлекшимся обучающимся посмотреть киноленту полностью в личное время, тем самым частично решая вопрос изучения рекомендованных к просмотру фильмов.

Проведенный эксперимент, с использованием данной методики, на уроках истории в 6-7 классах показал, что у обучающихся повысилась мотивация к изучению предмета, активизировалась их работа на уроках, улучшилось качество обучения, а успеваемость повысилась на 37%.

Таким образом, данный интегративный подход при изучении курса истории в тесном переплетении с предлагаемым факультативным курсом «100 лучших фильмов» позволяет достигнуть эффекта сверхаддитивности, существенно повышая степень вовлечения детей в образовательный процесс.

Литература

1. Саксина Н.А. Синергический эффект от интегративного подхода при проведении уроков истории // Научный электронный архив.

URL: http://econf.rae.ru/article/7505 (дата обращения: 12.03.2013).

2. Проект списка «100 фильмов». Официальный сайт министерства культуры. URL: http://mkrf.ru/press-tsentr/novosti/spisok.php (дата обращения: 07.03.2013)


ОПУБЛИКОВАНО

Исмятуллин Р. Г., Саксина Н. А. СВЕРХАДДИТИВНОСТЬ ПРИ ИНТЕГРАТИВНОМ ПОДХОДЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 9