PDF-версия статьи |
Основные образовательные задачи элективного курса: 1)закрепить теоретические знания по основным принципам топонимической номинации; 2)сформировать навыки по работе со специальной справочной топонимической литературой; 3) выявить особенности формирования региональных топонимических систем; 4) определить факторы, обусловившие специфику топонимии отдельных регионов; 5) выделить основные лексико-семантические группы топонимов; 6) подобрать примеры трансформации географических названий и научиться определять их причины;7) овладеть навыками составления лексико-семантической классификации топонимов региона; 8) приобрести основные умения топонимического картографирования и анализа полученных результатов.
Содержание практикума соответствует научным интересам преподавателя, поэтому наиболее перспективные темы предлагаются студентам для исследовательской работы.Изыскания, посвященныерегиональным топонимам, помогут дополнить, детализировать и связать полученную информацию с историческим прошлым края.Предметом исследованиябудут структурно-семантические особенности топонимов ЮКО в разные исторические периоды во всей совокупности семантических связей, парадигматических и синтагматических отношений всех системообразующих элементов топонимического пространства области, особенности функционирования географических названий [2].
В содержании научных исследований могут быть использованы факты, извлеченные из различных письменных источников: а) документов разного времени (архивных данных, памятников деловой письменности, списков населенных мест); б) карт разных лет; в) научных исследований по ономастике, этимологии, географии, археологии и истории. Данные письменных источников дополнят полевой материал, послужат базой для его корректировки и подтверждения этимологических версий.Научные результаты исследований могут быть использованы при изучении топонимии других регионов страны, при составлении текстов для тех, кто изучает историю ЮКО, при разработке программ спецкурсов и спецсеминаров по тюркской и русской ономастике, в практике вузовского и школьного преподавания, в учебной краеведческой работе, в туристической и музейной деятельности [3; 4].
Литература
1 Керимбаев Е.А. Казахстанская ономастика в этнокультурном, номинативном и функциональном аспектах. - Алматы, 1995.
2Койчубаев Е.К. Краткий толковый словарь топонимов Казахстана. - Алма-Ата, 1974.
3Конкашпаев Г.К. Казахские народные географические термины. - Алма-Ата, 1963.
4Мурзаев Э.М. Очерки топонимики. - М., 1974.
ОПУБЛИКОВАНО
Жумагулова Ж.Ж. СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА “ТОПОНИМИКА ЮЖНОГО КАЗАХСТАНА” В ВУЗЕ . // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Филологические науки"). - C. 4