PDF-версия статьи |
Практика свидетельствует, что грамотная организация диалога на профессиональную тему служит ярким доказательством наличия у специалиста коммуникативной компетентности, формирование которой – одна из основных задач языковых кафедр средних и высших учебных заведений. Ведущая идея нашего изыскания: коммуникативная компетентность может быть сформирована на базе языковой компетенции, включающей овладение навыками диалогической и монологической речи. Коммуникативная компетентность – одно из обязательных условий, подтверждающих готовность медицинского работника к выполнению своих профессиональных обязанностей.
Исходя из задач полилингвальной подготовки специалистов, мы предлагаем описание методических приемов обучения студентов медицинского колледжа ведению профессионального диалога. Среди отобранных и систематизированных нами приемов – теоретическиеи практические [1].
Теоретические приемы направлены на усвоение лингвистической информации о видах диалогов, их структурировании и оформлении на письме. Так, студентам предстоит узнать об особенностях диалогов, ориентированных на установление контакта, а также о вопросо-ответных типах диалогов, цель которых – обмен сообщениями, выражение волеизъявления или дискуссия. Понятие о разновидностях реплик (реплика – стимул, реплика – реакция), об особенностях их интонирования, о значении подтекста усваиваются на теоретическом уровне, путем анализа примеров диалогов профессиональной направленности.
Цель практических приемов – усвоение студентами способов решения коммуникативных задач, направленных на изменение и улучшение того предметного мира, в котором предстоит трудиться будущему специалисту. Указанная цель может быть реализована путем освоения структуры диалогов на уровне подтипов, выполнения предтекстовых заданий, а также путем организации системы ролевых игр, позволяющих выявить эмоционально-оценочный план общения, грамотно распределить роли и провести работу аналитического характера.
Следуя дидактическим принципам рациональности, связи изучаемого с жизнью, а теории с практикой, укажем на тот факт, что для качественной подготовки специалиста необходима работа, направленная на систематизацию и углубление сведений об официально-деловом, научном и публицистическом стилях речи. Практика убеждает, что профессиональный диалог представляет собой интертекстуальный текст, в котором проявляются элементы всех названных стилей. Обучение профессиональному диалогу в форме деловой и ролевой игр – один из эффективных способов подготовки выпускников со средним медицинским образованием.
Укажем, что предлагаемые в статье методические приемы прошли апробацию в практике многолетней деятельности автора и доказали свою эффективность.
Литература
1. Диалогические формы речевого общения / В книге Практикум по развитию речи: Под ред. Г.Г. Городиловой, А.Г. Хмары. – Ленинград: Просвещение. – 1988. – С. 44-112.
ОПУБЛИКОВАНО
Културсынова Ф. Б. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ НА ЯЗЫКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ В КОЛЛЕДЖЕ . // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 15