PDF-версия статьи |
Одна из причин появления сокращений – это стремление назвать единым словом уже известное понятие, которое прежде обозначалось с помощью словосочетания. Слово – более краткий, по сравнению со словосочетанием, способ обозначения понятия, более экономичное средство выражения[1]. Например, вместо словосочетаний хлебный завод, грузовое такси, физическая культура, режиссёр по звуку, автомобильно-мотоциклетный клубгораздо удобнее употребить сложные слова хлебозавод, грузотакси, физкультура, звукорежиссёр, автомотоклуб.
В настоящее время сложные слова, словосочетания и аббревиатуры – один из самых распространенных способов создания номинативных единиц. Различные экстралингвистические и внутриязыковые факторы ускоряют тенденцию к сокращению слов. Подобное явление наблюдается почти во всех странах и национальных языках и обнаруживает как сходство, так и различие в путях своего развития. На протяжении последних десятилетий в современных языках увеличивается количество аббревиатур и возрастает частота их употребления, а сложение становится одним из ведущих способов словообразования, – отмечают лингвисты [2].
Интерес к специфике данного языкового феномена в различных типах и жанрах речи обусловлен тем, что сложение оказывается одним из способов словопроизводства, наиболее полно отвечающим прагматическим установкам современности.
Сложные, сложносокращенные слова и аббревиатуры специфичны в написании и произношении, и поэтому на занятиях по словообразованию в вузе эффективным приемом будет анализ их природы (значение, образование, классификация) на основе описательных характеристик, представленных в учебниках по современному русскому языку. Лингвистический анализ состава слова, определение его семантики и выявление сферы применения развивают речевые навыки студентов, формируют языковое чутье и стилистические умения [3].
На занятиях элективного курса цель усвоения темы «Словообразование» достигается путем реализации следующего круга задач:1.Изучение лингвистической литературы по теме.2.Создание классификационных характеристик сложных, сложносокращенных слов и аббревиатур.3.Подбор примеров использования слов, образованных сложением, из публицистических текстов.4.Анализ изучаемого явления на сравнительно-сопоставительном материале русского и казахского языков. 5.Разработкаи представление лингвистических задач по теме «Словообразование» с учетом требований школьной типовой программы.
На заключительных занятиях по теме студенты выполняют работу, связанную с задачами профессионализации: они анализируют содержание школьных действующих учебников, составляюттематические словари (предлагается, например, собрать и систематизировать сокращения по темам «Быт», «Спорт», «Техника», «Медицина», «Город» и др.); работают над текстами публицистического стиля.
Литература
1. Серебренников Б.А. Язык, как общественное явление // Общее языкознание. – М., 2003.
2. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование. – М., 1984.
3.Лопатин В.В. Рождения слова. – М.: Наука, 1993.
ОПУБЛИКОВАНО
Алтынбекова Г.К. СЛОЖНЫЕ, СЛОЖНОСОКРАЩЕННЫЕ СЛОВА И АББРЕВИАТУРЫ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ . // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Филологические науки"). - C. 5