Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
ОРГАНИЗАЦИЯ НИРС БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ И ПЕНИЯ

Южно-Казахстанский государственный педагогический институт Республика Казахстан


Важным фактором в сфере письменной профессионализации казахской музыкальной культуры является создание первых хоровых коллективов, расширение исполнительской и концертно-гастрольной деятельности, организация оркестров казахских народных инструментов, расширение сети филармоний. Эти живые, наглядные примеры возможностей и условий, достижений и побед, устремлений и планов отечественных музыкантов, как народных, так и профессиональных, должны стать необходимой содержательной частью учебно-методического обеспечения занятий со студентами специальности «Учитель музыки и пения».

Речь идет в первую очередь о больших и мобильных возможностях теоретической подготовки специалистов, изучивших многоаспектность развития отечественной музыкальной культуры, ее места и роли в те или иные исторические периоды общественной жизни. Большое значение имеет в такой подготовке реализация принципа межпредметных связей, предполагающего интегрированный подход к усвоению знаний по истории, эстетике, музыковедению, социологии, экономике, этнокультуре, литературе.

Еще один путь качественной теоретической подготовки специалистов видится нам в организации научно-исследовательской работы, в привлечении будущих учителей к участию в кружках, секциях и лабораториях, организуемых по линии научных студенческих обществ. Исследования подобного рода,организуемые в различных формах (индивидуальные и групповые проекты, подготовка сообщений, написание статей, участие в конкурсах научных студенческих работ), несомненно,будут способствовать изучению истории и теории музыкальной культуры и искусства казахского народа. В педагогическом вузе велика роль исследований, посвященных казахской музыке XIX – начала XX века. Эта работа включает поисковые мероприятия, составление библиографических очерков о музыкантах-этнографах. При таком условии можно говорить о возрождении отечественного краеведения и возможности его использования как ценного теоретико-методологического багажа в современных условиях [1; 2].

В вузе научно-исследовательская работа студентов может быть организована в три этапа. На начальном этапе обучения студенты участвуют в кружковой работе, и поэтому здесь важно использовать инновационные подходы к познавательной и творческой деятельности будущих учителей. С одной стороны, на занятиях кружка они играют на музыкальных инструментах, готовятся к выступлениям в составе певческих коллективов. С другой – наблюдают за работой преподавателя, чтобы взять на вооружение и использовать в дальнейшем опыт руководства кружками.

Второй этап научно-исследовательской работы (2-3 курсы) может быть организован в условиях школы. Здесь студенты выступают в роли стажеров и не только наблюдают, но и оказывают посильную помощь учителям музыки и пения в подготовке и проведении различного рода мероприятий. Им предлагаются задания по описанию результатов наблюдений, по обобщению опыта работы учителей-наставников. Безусловную значимость приобретает умение студента организовывать различные формы деятельности участников кружка(коллективные, групповые, индивидуальные), формирование их навыков в подготовке школьников к участию в различного рода конкурсах.

Третий этап научно-исследовательской работы организуется в условиях проблемной лаборатории. Выступление в составе фольклорных ансамблей, оркестров, вокальных групп приобретает профессиональный характер, строится на творческой основе и предполагает не только демонстрацию результатов работы на традиционных отчетных концертах, но и описание эффективных и рациональных способов их организации.

Литература

1. Гизатов Б. Музыкальное образование в Казахстане. – Алма-Ата: Мектеп, 1976. – 79 с.

2. Народная музыка в Казахстане. Сборник статей и материалов.–Алма-Ата: Казахстан, 1967. – 269 с.


ОПУБЛИКОВАНО

Арипбаева Л.Ш. ОРГАНИЗАЦИЯ НИРС БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ И ПЕНИЯ . // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 17