PDF-версия статьи |
На начальном этапе исследования нами были определены психолого-дидактические компоненты формирования гражданской активности учащихся. На первое место мы поставили мотивационный компонент, так как в качестве исходного посылабыло принято утверждение, что одним из условий формирования личности подростка является удовлетворение потребности в самовыражении и самореализации. Когнитивный компонент определяет содержание процесса гражданской активности школьников-подростков: этот процесс как никакая другая деятельность возможен на основе конкретной совокупности знаний сущности и содержания гражданственности как интегрального качества личности. В структуре модели изучаемого процессабыл выделен такжепроцессуальный компонент, позволяющий определять степень выраженности этого личностного качества.
Следующий этап изыскания был связан с выявлением критериев, которые могут быть рассмотрены как стандарт для составления структурно-содержательной характеристики гражданской активности школьника-подростка. Анализ включенных в состав каждого критерия показателей гражданской активности школьников привел к выделению следующих его уровней: низкого, среднего и высокого. В основе указанной градации – определенное количество показателей гражданской активности[1].
Проведенное исследование показало, что на процесс формирования гражданской активности школьников значительное влияние оказывает совместная работа школы с детскими общественными организациями, позволяющая поддерживать тесный деловой контакт их коллективов, обеспечивающая общую направленность этого процесса[2].
В целях формирования гражданской активности подростков, лидеры детских и молодежных организаций, по нашим рекомендациям, провели ряд бесед со школьниками, организовали встречи с юристами, правоведами, общественными деятелями, госслужащими и сотрудниками аппаратов местного управления власти, военнослужащими области. В экспериментальных школах был предусмотрен ряд активных форм и методов укрепления сотрудничества коллективов школ с общественными организациями: проведение дебатов, ток-шоу, конференций, митингов, конкурсов. Примечательно, что степень готовности подростков к гражданской активности прямо и непосредственно определялась уровнем сформированности его когнитивного, мотивационного и процессуального компонентов, которые в своей совокупности и обеспечивают становление и развитие данного интегрированного качества личности у школьника.
Важнейшим компонентом программы является воспитание гражданственности школьников на основе их ознакомления с содержанием понятия «гражданственность», гражданская культура;ознакомление с правами и обязанностями граждан страны и общественно полезного поведения в различных жизненных ситуациях;создание воспитывающей среды в классе, условий личностного развития.
Литература
1. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / Под ред. И.В.Дубровиной, Б.С.Круглова.– М.: Педагогика, 1988.– 192 с.
2. Макатова Ж. Развитие гражданского воспитания в школах Казахстана 1917-1933гг. – Алматы, 1994. – 39 с.
ОПУБЛИКОВАНО
Ортаева А.С. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ . // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 18