Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
«Особенности становления самостоятельности у учащихся восьмых классов на уроках «Психологии»»

Психологический Институт РАО


«Особенности становления самостоятельности у учащихся восьмых классов на уроках «Психологии»»

Шохина Э.Б.

Психологический институт Российской Академии Образования

Старший подростковый возраст представляет собой переломный этап в онтогенетическом формировании личности ребенка и является затяжным переходным периодом от детства к зрелости. Ранее сложившиеся психологические структуры претерпевают значительные изменения и на их место приходят новые. Учащиеся 8 классов находятся в наиболее сложной ситуации развития из всего подросткового периода. Именно в 8 классе появляются все основные предметы школьного цикла, и перед подростком стоит одна из наиболее сложных проблем - проблема самоопределения. В 9 классе это делать уже достаточно поздно, т.к. к началу года учащиеся должны определиться и выбрать предметы для сдачи экзаменов по выбору и выбрать дальнейшее направление получения образования. С точки зрения самосознания субъекта, оно конкретизуется в новой, общественно значимой позиции личности. В связи с этим возникает необходимость специально изучить особенности становления самостоятельности у учащихся 8 классов, а именно – особенности становления самостоятельности с точки зрения формирования ответственности, рефлексии, целостности Я - концепции у мальчиков и у девочек.

Для решения поставленной задачи был использован эмпирический инструментарий исследования. Подростковый вариант опросника Кеттелла HSPQ в модификации А.А.Рукавишникова и М.В.Соколовой, методика исследования самоотношения С.Р.Пантилеева (МИС), методика диагностики системы ценностных ориентаций личности Е.Б.Фанталовой в модификации Л.С.Колмогоровой, Д.В.Каширского, методика экспертной оценки самостоятельности учащихся (ЭОС) А.К.Осницкого. В результате проведенного обследования, были проанализированы гендерные различия формирования самостоятельности у восьмиклассников. Полученные данные исследования с помощью методики Е.Б.Фанталовой показывают, что мальчики в целом предпочитают ценности, отражающие активность, независимость и достижение, а девочки – ценности, отражающие кооперацию и межличностное взаимодействие. В результате изучения предмета «Психология» у девочек экспериментальной группы возрастает значимость ценностей активности и признания, общие ценностные различия сохраняются. Ценностные иерархии у девочек более устойчивы, чем у мальчиков. В ценностно – нормативном компоненте самостоятельности у девочек и мальчиков имеются выраженные гендерные различия, которые имеют устойчивый характер и не подвержены значительной трансформации в ходе изучения предмета «Психология». В деятельностном компоненте с девочки демонстрируют более высокие, чем у мальчиков, показатели по фактору Q3 «Степень самоконтроля». В экспериментальной группе в результате изучения курса «Психология» показатели мальчиков и девочек по фактору Q3 «Степень самоконтроля» становятся одинаковыми, однако в контрольных группах эти различия сохраняются. Согласно результатам во всех трех группах по итогам первого замера девочки показывают более высокие, чем мальчики, результаты по шкале 3 «Саморуководство». В обеих контрольных группах эта тенденция сохраняется, а в экспериментальной группе показатели мальчиков и девочек выравниваются, причем как мальчики, так и девочки демонстрируют значимое увеличение результатов. Данные, полученные с помощью методики А.К.Осницкого, показывают, что изначально во всех трех группах уровень возможности и стремления к самостоятельной деятельности у девочек значимо превосходил уровень этих показателей у мальчиков. В обеих контрольных группах эти показатели сохраняются, однако в экспериментальной группе результаты мальчиков и девочек становятся одинаковыми.

Таким образом, девочки показывают более высокий уровень сформированности деятельностного компонента самостоятельности, чем мальчики, однако в результате изучения предмета «Психология» уровень этого компонента у девочек и мальчиков возрастает и выравнивается.

Литература:

Вопросы психологии. №2. 2000, - 76-82с.

Васильева З.И. Изучение особенностей старших школьников. // Вопросы

психологии. №5., 1993., - 34-38с.

Личко А.Е. Подростковая психология. М., 1985, - 264 с

Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики / – Москва-Нальчик : Эль-Фа, 1996. – 124с.

Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. Дубровиной И.В. М., 1987, - 230 с.


ОПУБЛИКОВАНО

Шохина Э.Б. «Особенности становления самостоятельности у учащихся восьмых классов на уроках «Психологии»». // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Психологические науки"). - C. 4