Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ НА ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

Южно-Казахстанский государственный педагогический институт


В системе профессиональной подготовки учителей русского языка и литературы педагогическая практика имеет ряд отличительных особенностей. Во-первых, студентам предстоит овладеть навыками и умениями преподавания не одной, а двух взаимосвязанных дисциплин – языка и литературы. Во-вторых, чрезвычайно актуализированы задачи формирования коммуникативной компетенции учащихся, что предполагает работу практиканта в двух направлениях – над усвоением лингвистической теории и над овладением речевой практикой. В-третьих, специфичны и те инновационные подходы, которые используются в современной школе на уроках гуманитарного цикла и которыми предстоит овладеть студентами.

Выполнение программы педагогической практики на выпускном курсе ориентировано на высокий уровень самостоятельности студентов в роли учителей-предметников и классных руководителей. Проведение индивидуальных и групповых консультаций и корректировку деятельности практикантов, посещение пробных, текущих и зачетных уроков, организацию их обсуждения осуществляют методисты выпускающих кафедр и преподаватели кафедр педагогики и психологии. Традиционность подходов к формированию у практикантов профессиональных навыков проявляется при организации следующих форм работы: посещение уроков учителей и однокурсников, участие в их обсуждении, подготовка поурочных планов, проверка тетрадей, проведение дополнительной работы с учащимися, помощь в оформлении кабинетов.

Чрезвычайно важна на всех этапах стажерской практики работа по организации наблюдений, которые имеют своей целью помочь студентам овладеть наиболее эффективными традиционными методами обучения, ознакомиться с применением нестандартных способов и приемов. При посещении уроков учителей и однокурсников фрагменты, отражающие инновационные подходы к подаче материала, его повторению или закреплению, студенты фиксируют в своих записях путем использования сигнальных фломастеров. В ходе обсуждения характеристике этих фрагментов уделяется особое внимание. Такая работа призвана подготовить студентов к использованию наиболее эффективных приемов, определить их рациональность применительно к различным дидактическим этапам и структурным элементам урока, с учетом коллективных, групповых и индивидуальных форм познавательной деятельности учащихся.

В статье Н.Е.Синичкиной описан опыт использования портфолио в качестве формы итоговой отчетности студентов-практикантов [1]. С учетом важности введения профессионального понятия «портфолио» и задач грамотного оформления документации по итогам педагогической практики студентам рекомендуется не только познакомиться с содержанием публикации, но и предложить свое видение материалов, подтверждающих выполнение программы практики, отражающих их педагогические поиски, успехи и достижения.

Примечательно, что по сравнению с традиционными отчетами, эти материалы в большей степени отражают деятельность студентов, направленную на представление опыта работы учителей-наставников, на характеристику деятельности методических объединений предметников. И, что не менее важно, студенты не ограничиваются выполнением заданий по составлению психологических характеристик учащихся: они искренне и тепло пишут о достижениях своих воспитанников, демонстрируя, что на этом этапе профессионального становления повышается уровень их ответственности не только за себя, но и за детей.

Литература

1. Синичкина Н.Е. Педагогическая практика будущего учителя русского языка и литературы через призму инновационной деятельности // Высшее образование сегодня. – 2008. - № 11. – С. 78-81.


ОПУБЛИКОВАНО

Стычева О.А., Темирбекова Г.А. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ НА ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ. // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 19