PDF-версия статьи |
На занятиях по современному русскому языку, обращаясь к семантическому анализу слова, выполняя дидактически грамотно отобранные задания, предлагаемые в системе, студенты приходят к пониманию того, что основной целью такого анализа является выявление лексико-семантических отношений в современном языке, определение потенциальных возможностей слова в его современной семантике и функционировании. Материал этой темы содержит огромный потенциал для организации лингвистических игр – сканвордов, метаграмм и загадок.
Как известно, семантическая характеристика лексем связана с выявлением одного из трех типов системных отношений между словами: омонимических, синонимических и антонимических. Практика свидетельствует, что наибольшую трудность испытывают студенты, знакомясь с отношениями омонимического типа, сталкиваясь с разными значениями одной звуковой формы. И, хотя данная тема не относится к стержневым, ее изучение способствует углублению и обобщению важных лексикологических и стилистических знаний, формирует языковое чутье и оказывает существенное влияние на развитие речи.
При отсутствии специальных элективных курсов, посвященных изучению лексики, необходимо тщательно отобрать для занятий как информацию теоретического плана, так и дидактический материал, ориентированный на формирование навыков. В отборе этого материала проявится и профессиональная подготовка преподавателя, и уровень подготовки студентов, и аспекты их познавательной деятельности [2].
Трудности освоения данной темы обусловлены, во-первых, неумением студентов отличить отдельные случаи полисемии от омонимии (мир, выдержка, пирамида, проводник, дворник и др.). Во-вторых, наличием не только абсолютных, но и частичных омонимов: омофонов (название и на звание, компания и кампания, молод и молот), омографов (стрЕлки и стрелкИ, пОлки и полкИ, окунИ и Окуни), омоформ (знать – сущ.; знать – глагол, мой – местоимение; мой – форма глагола; устав – сущ.; устав – деепричастие). Вся методическая система обучения студентов-филологов русским омонимам направлена на то, чтобы, сформировать навык употребления в речи того или иного омонима, омофона или омографа с учетом их коммуникативных возможностей.
Представляется, что тема «Омонимы» интересна и востребована в плане соблюдения одного из важных общедидактических принципов – принципа организации межпредметных связей, в плане выявления значимости понятий «пререквизиты» и «постреквизиты», широко используемым в практике организации вузовского обучения на основе кредитной технологии. Речь идет о востребованности знаний об омонимии при анализе языка художественных произведений на занятиях по дисциплинам литературоведческого цикла. Определяя те средства языка, с помощью которых создается образность художественного текста, студенты столкнутся с данным лексическим явлением, дадут правильную оценку его образной ценности.
Литература
1. Виноградов В.В. Лингвистические аспекты обучения. – М.: Изд-во МГУ, 1972. – 57 с.
2. Кулешова Р.В. Обучение омонимам русского языка иностранных студентов-филологов в рамках спецкурса / Педагогические науки. – 2007, №10. – С. 100-102.
ОПУБЛИКОВАНО
Ниязбекова С.Ж. УСВОЕНИЕ ОМОНИМОВ В АСПЕКТЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ . // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 20