PDF-версия статьи |
Педагогическая проблема интеграции приобрела особую актуальность в свете задач всестороннего развития личности студента, формирования конкурентоспособного специалиста, обладающего целостным восприятием явлений действительности в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Необходимость обобщенного учебного познания и целостности учебного процесса в последующем закрепляется в педагогической идее интеграции, которая выступает в дидактике как стержневой компонент концепции совершенствования высшего образования. Интеграция учебных предметов – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей [1; 2].
Примечательно, что интеграция возникла на «фоне своей противоположности – дифференциации наук и их отраслей» [2, с.150], растущего объема знаний и требований к ним в каждой отрасли, ведущих к углублению специализации в науках и внутри наук, в противовес неизбежному при углублении сужению круга профессиональных интересов специалистов, перестающих подчас понимать друг друга. Т.Г. Браже пишет: «…основой для нынешнего процесса интеграции был длительный период установления межпредметных связей, давший школе новый взгляд на связь предметов единения в содержании образования» [Там же, с.152].
Интеграция как педагогическое явление имеет методологическое обоснование и, не отрицая предметной системы, она во многом способствует решению общих и смежных проблем при подготовке специалиста с высшим образованием. Задача педагогической науки – помочь преподавателю в осуществлении интегрирования, направленного на восстановление и объединение отдельных элементов и частей разных вузовских дисциплин в единое целое при однотипности целей и функций обучения с целью более эффективного воздействия на самостоятельную познавательную деятельность студентов, на уровень их активности в овладении предметами базового и профилирующего циклов.
Предполагается развернутое включение межпредметных связей в календарно-тематические планы в виде понятий и умений обобщенного характера, их анализ на занятиях; раскрытие структуры некоторых приемов переноса знаний, их применение в самостоятельной работе студентов; использование дополнительной справочной литературы, раскрывающей достижения современной науки, имеющей пограничный, межнаучный характер; демонстрация опытов, приборов, пособий из смежных предметов, использование возможностей Интернет-ресурсов, использование методических приемов проблемного обучения, конкретизация целей занятия с точки зрения усвоенных смежных понятий и умений, формирование общепредметных умений и навыков, координация взаимодействия преподавателей нескольких дисциплин [2; 3; 4].
Литература
1. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. – М., 1981. – 159 с.
2. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе.– М., 1996.–174с.
3. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. – М., Просвещение, 1988. – 192 с.
4. Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (пути развития). – Л., 1990. – 280 с.
ОПУБЛИКОВАНО
Козбагарова Б.С. ИНТЕГРАЦИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 21