PDF-версия статьи |
Изучение научного стиля речи предусматривает развитие и совершенствование умений самостоятельного и систематического чтения как вида речевой деятельности, усвоение композиционно-стилистических особенностей текста.
Фонетико-интонационная сторона в устной форме научной речи не имеет определяющего значения, она призвана в основном поддержать стилистическую специфику на других уровнях, однако без развития фонетико-интонационных знаний для чтения и понимания научных текстов цели обучения не будут достигнуты. Включение сведений по интонации вызвано необходимостью развития навыков логического членения предложения, умения выделять информативный центр предложения, и связано с развитием навыков беглого чтения, которое невозможно без осознания интонационной структуры предложения.
Различного рода задания по фонетике и интонационные диктанты способствуют развитию навыков произношения, ударения, восприятия речи на слух. В целях корректировки и отработки произношения, вызывающих затруднения многосложных иноязычных слов, характерных для научного стиля речи, необходимы фонетические диктанты [2].
К особенностям произносительного научного стиля, как стиля книжного, относятся: ослабленная редукция гласных, ослабленная ассимиляция согласных, отчетливое произношение безударных слогов (с приближением к буквенному произношению), произношение заимствованных и интернациональных слов с приближением к источнику или к интернациональной норме и др.
К интонационным особенностям научного стиля речи относятся:
• подчиненность интонации синтаксическому строю научной речи;
• стандартность интонации;
• замедленность темпа;
• стабильность ритмического рисунка (ударение);
• волнообразность интонационного рисунка (тона).
Особо следует остановиться на так называемых интонационных конструкциях, представляющих собой основные модели интонаций русского языка. Таких интонационных моделей в русском языке 7: ИК-1, ИК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, ИК-6, ИК-7 [3]. В научной речи употребляются 4 типа, т.к. остальные ИК присущи эмоционально-экспрессивной речи. ИК-1 используется в повествовательных предложениях. ИК-2 используется при необходимости логического выделения слова и в вопросительных предложениях с вопросительным словом. ИК-3 используется при незавершенности и в вопросительных предложениях без вопросительного слова. ИК-4 используется в вопросительных предложениях с сопоставительным союзом А и при незавершенности (перечислении).
Т.о., можно выделить три составляющие в обучении фонетике научной речи студентов вузов:
1. Обучение правильному произношению ( в т.ч. ударению).
2. Обучение слуховому восприятию ( в т.ч. ударению).
3. Обучение интонации.
Литература
1. Типовая учебная программа «Русский язык». – Алматы: КазНУ им. Аль-Фараби, 2012 г.
2. Даркулова К.Н., Мусантаева М.А. Русский язык: Научный стиль. Лексические и грамматические особенности научного стиля [Текст]: учебное пособие для студ. естественнонаучных и технических специальностей, ЮКГУ. - Шымкент : ЮКГУ, 2010.
3. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. 3-е изд. М.,1977, 297 с.
ОПУБЛИКОВАНО
Даркулова К.Н., Жумагулова Ж.Ж., Оспанова А.К. О НЕОБХОДИМОСТИ ЗНАНИЙ ПО ФОНЕТИКЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ НАУЧНОМУ СТИЛЮ . // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Филологические науки"). - C. 8