PDF-версия статьи |
В результате проведенных нами исследований (Пикулёва, 2004, 2013) по изучению гендерных особенностей тактик самопрезентации руководителей, имеющих длительный стаж управленческой деятельности, было установлено, что людей с высоким социальным статусом, независимо от половой дифференциации, отличает высокий уровень самомониторинга, характеризующий их как «специалистов» по управлению впечатлением, отслеживающих собственное поведение с целью произвести желаемое впечатление в ответ на «презентационные требования» ситуации и реакции других людей. Было обнаружено, что менеджеры со стажем более умело учитывают специфику социальной ситуации, осуществляют контроль и управление собственной вербальной и невербальной самопрезентацией и более легко модифицируют свое поведение для получения позитивных результатов в социальном взаимодействии, чем люди, не обладающие высоким социальным статусом. Их также отличает использование широкого спектра тактик самопрезентации, с предпочитанием ассертивных, для получения позитивных результатов в любом социальном взаимодействии. В отличие от людей с высоким статусом, женщины и мужчины, не имеющие высокого социального статуса, в общении проявляют прямолинейность, принципиальность, невнимательность к социальной информации, упорство в отстаивании своего мнения [2]. По нашему мнению, необходимость развития самопрезентационной компетентности будущих управленцев, а также специалистов в сфере коммуникативных профессий, типа «человек-человек», является очевидной, поскольку в условиях высокой конкурентности на современном рынке труда определяющей профессиональной и социальной успешности индивида становится его способность успешно позиционировать свои личностные и профессиональные качества, эффективно осуществлять социальное взаимодействие в процессе профессиональной деятельности.
Полагаем, что в процессе профессиональной подготовки специалистов в современных условиях очень важно уделять целенаправленное внимание аспектам формирования у них самопрезентационной компетентности, которая рассматривается нами как совокупность знаний, ценностных ориентаций, умений, навыков, способности к самомониторингу и саморегуляции, успешного опыта самопрезентационного поведения, обуславливающая способность индивида к эффективной самопрезентационной деятельности. Таким образом, составляющими самопрезентационной компетентности являются мотивационно-ценностный, когнитивный, социально-личностный, эмоциональной-волевой и практико-деятельностный компоненты. Следует отметить, что все составляющие самопрезентационной компетентности взимосвязаны и высокий уровень самопрезентационной компетентности специалиста предполагает всестороннее развитие всех ее компонентов, ситуативно адекватное применение средств, стратегий и тактик самопрезентации в соответствии с целями социального взаимодействия.
ОПУБЛИКОВАНО
Пикулёва О.А. Самопрезентационная компетентность специалистов коммуникативных профессий как фактор профессиональной эффективности. // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Психологические науки"). - C. 7