Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Проблемы моделирования коммуникативных процессов: барьеры восприятия информации, коммуникативные неудачи.

Кафедра рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова


Дискурс как элемент коммуникативного процесса: прагмалингвистический и когнитивный аспекты

На современном этапе можно условно вычленить и разграничить два подхода к изучению процесса коммуникации: механистический и деятельностный. При механистическом подходе коммуникация рассматривается как однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема, информации получателем сообщения. При деятельностном подходе коммуникация определяется как совместная деятельность участников коммуникации, в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними . В.Б. Кашкин уточняет, что механистический подход характеризуется рассмотрением человека как механизма, действия которого могут быть описаны определенными конечными правилами, при этом контекст внешней среды рассматривается как шум, помеха. Для деятельностного подхода, по мнению ученого, характерны процессуальность, континуальность, контекстуальность .

Следует отметить, что любое исследование речевого взаимодействия опирается на ту или иную модель коммуникации.

Одной из первых моделей коммуникации можно считать следующую- формулу американского исследователя в области политики и пропаганды Г. Лассулла: «Who says what to whom in which channel: with what: effect?» . Таким образом, исходя из данной формулы, Г. Лассвеллу удалось выделить основные:составляющие компоненты и функциональные характеристики процесса коммуникативного взаимодействия:,

В конце 40-х годов XX века широкое распространение получила модель, предложенная американским математиком К. Шенноном, описывающая коммуникацию: как: процесс: передачи и восприятия информации; от одного источника к другому. Данная модель, отдающая; приоритет информации, получила название информационо-кодовой модели коммуникации. Были введены несколько новых: понятий; таких как: источник, информации,, передатчик, канал информации; приемник, конечная? цель, что заметно расширило модель, коммуникативного процесса . Однако ограниченность этой модели была обусловлена ее односторонней направленностью и статичностью.

Идеи К. Шенонна, применительно к области лингвистики, были интерпретированы: Р. Якобсоном, предложившим. собственно лингвистическую .модель коммуникации. Данная модель основывается на положении о том, что процесс речевой; коммуникации; выступает как совокупность шести основных компонентов: адресант, контакт, сообщение, адресат, код, контекст.

Сообщение, реализуемое посредством кода, передается от адресанта к адресату. С содержанием сообщения, ее информацией связан контекст. Регулятивный аспект коммуникации опосредуется понятием контакт.

1) установка на адресанта, т.е. передача состояния отправителя сообщения, например, эмоций – эмотивная функция;

2) установка на адресата, т.е. стремление вызвать определенное состояние у адресата, например, эмоциональное – конативная функция;

3) установка на само сообщение, т.е. на форму, посредством которой передано сообщение – поэтическая/ эстетическая функция;

4) установка на систему языка, т.е. на особенности языка, пocpeдcтвoм которого передается, сообщение – метаязыковая функция;

5) установка на действительность, т.е. на то событие, вследствие которого появилось данное сообщение – референтивная функция;

6) установка на контакт, т.е. на само осуществление сообщения фатическая функция .

Модель, предложенная Р. Якобсоном, применяется лингвистами в различных ее вариантах для анализа функций языка в целом и для анализа функционирования отдельных его единиц.

А.Е. Кибрик и О.Г. Почепцов несколько адаптировали информационно-кодовую модель, для представления человеческой речевой коммуникации. По их мнению, роли участников процесса коммуникации – отправитель и получатель сообщения; сообщение содержит мысль говорящего, которую он намеренно передает слушающему через акустический сигнал, проходящий через канал связи, т.е. физическую среду. При этом оба участника владеют кодом, т.е. знаковой системой языка, соотносящим звуки и значения .

В этой модели предпочтение отдается процессам кодирования и декодирования мыслей. Модель базируется на том, что цель коммуникации – общая мысль или, точнее, сообщение, а процесс достижения этой цели основан на существовании общего кода.

Однако информационно-кодовая модель не может детально описывать процессы речевого взаимодействи на том или ином естественном языке. Следует особо подчеркнуть, что понимание предполагает нечто большее, чем простое декодирование – в сообщении может содержаться, и ск


ОПУБЛИКОВАНО

Вайсфельд Игорь Владимирович Проблемы моделирования коммуникативных процессов: барьеры восприятия информации, коммуникативные неудачи.. // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Филологические науки"). - C. 11