Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Педагогические особенности и специфика дистанционного образования.

ГБОУ ВПО "Сургутский государственный университет ХМАО - Югры"


С позиций формирования информационных компетентностей наиболее функциональным представляется дистанционное обучение.

Современными учёными и педагогами еще не принято единое общее определение дистанционного образования и дистанционного обучения.

По мнению С.В. Агапонова, «тавтологическое» определение дистанционного обучения - это определение его как обучения на расстоянии, предполагающего опосредованную двухстороннюю коммуникацию между обучающимся и обучающим»[1]. Дистанционную форму он не считает аналогом заочной формы обучения.

Дистанционное обучение отличается от заочной формы тем, что в нем предусмотрен постоянный, систематический контакт с преподавателем, а также с другими учениками «электронной» аудитории. Нельзя сводить сущность обучения дистанционного к обучению заочному, но с применением специфической формы транспортировки учебных материалов[2].

Ключевое понятие дистанционной формы обучения – «интерактивность», или систематическое взаимодействие преподавателя (учителя) и студента (учащегося), а также студентов меж собой.

Дистанционное обучение является традиционным учебным процессом под наставлением преподавателя (учителя). Данный акцент имеется в настоящей концепции в любой форме, являясь одним из присущих ей принципов.

У всей системы взаимодействий участников образовательного процесса при дистанционной форме имеется ярко выраженная специфика, которая отличает от заочной данную форму обучения. Такому отличию можно дать следующее обозначение:

• дистанционная форма использует совместные виды деятельности обучаемых в небольших группах сотрудничества, что для заочного обучения не характерно;

• используются регулярные обсуждения всей группой исследуемых проблем, возникающих трудностей, интересных предложений в интерактивном режиме в виде форума, чата, видеоконференции, что для заочного обучения также не характерно;

• применяются такие методы совместной исследовательской, творческой деятельности, как проектный метод, проблемные роли.

По мнению М.Б. Лебедевой, дистанционное обучение способствует использованию разноплановых методов донесения учебной информации[3] Внедрение дистанционного образования в учебный процесс активно способствует развитию различных web-технологий, предоставляющих новые возможности в развитии данной формы обучения.

Достижение практического использования дистанционного обучения дает новую мотивацию развитию электронных учебных курсов, «вынуждая» делать их более проработанными, устанавливая четкие критерии подачи материала, механизмы и критерии оценки, правила контактирования в электронной учебной сфере.

Исследуя дистанционную форму образования, имеем в виду основание и развитие единого информационно-образовательного пространства для учебного процесса.

В ДО бытует потребность подчеркнуть ключевую роль взаимоконтакта преподавателя и студента с применением многопланового по форме и содержанию учебного материала, технологий, поддерживающих синхронный и асинхронный режимы связи и др. Отсюда определяются основные факторы, которые нужно обязательно учитывать в организации обучения в дистанционной форме – создание электронных курсов, моделирование дидактических и методических основ дистанционного обучения, подготовка педагогов-авторов, тьюторов, координаторов, администраторов ДО.

Дистанционное образование - это форма обучения, эквивалентная и равноценная очной, вечерней, заочной и экстернатной, осуществляющаяся, прежде всего, на базе технологий дистанционного обучения с помощью Интернет.

Педагогические технологии дистанционного обучения - это технологии дискурсивного активной коммуникации преподавателей со студентами с помощью соединительного звена телекоммуникаций и методологии индивидуальной работы студентов из конструированным учебным материалом, поданным в электронной форме.

Под информационными технологиями дистанционного обучения следует понимать технологии создания, передачи и хранения учебных материалов, организации и сопровождения академического процесса дистанционного обучения посредством телекоммуникационных сетей.

При этом курс дистанционного образования реализовывается в рамках не формально-знаниевой, а личностно-деятельностной современной концепции, реализованной на данном этапе в форме компетентностного подхода.

Литература:

1. Агапонов С.В. и др. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003. Акад. тип. Наука РАН. - 334 с.

2. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре в


ОПУБЛИКОВАНО

Столяр И.Л. Педагогические особенности и специфика дистанционного образования.. // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 31