PDF-версия статьи |
Один из ведущих дисгармоничных механизмов в паре выступает семантически неправильное чтение мыслей, описанное еще В.Сатир в своих работах по семейной психотерапии. Этот механизм выражается в том, что один из партнеров считает, что он знает внутренние переживания другого, хотя сам никогда не спрашивал последнего об этом. Парадокс заключается в том, что даже на довольно больших стадиях терапии, когда этот барьер удается преодолеть практически во всех сферах общения, как только дело доходит до обсуждения сексуальных отношений, он проявляется вновь. Основной проблемой этого явления выступает тот факт, что партнер «читающий мысли» руководствуется ими в дальнейших действиях и поступает так, как если бы придуманное было реальным.
Очень быстро количество прочитанных мыслей становится так велико, что партнеры уже не могут отличить, где объективные знания, полученные от второго, а где их собственные, ничем не подтвержденные, фантазии, что приводит к череде необоснованных взаимных обвинений и конфликтов.
В следствии подобного неконструктивного общения, пара обрастает целым комплексом взаимных обид, что вызывает недоверие друг к другу, а затем и дистанцирование, которое выступает в качестве защитного поведение от болезненных переживаний. Ситуация осложняется тем, что сфера интимных отношений является самой болезненной для обсуждения, т.к. именно в ней человек выступает максимально открытым в своем доверии к партнеру, а значит практически беззащитным. В связи с этим, чаще всего, хватает лишь малейшего болезненного переживания для того, чтобы один из партнеров закрылся в себе, тем самым, практически не оставляя паре возможностей на самостоятельное разрешение кризисной ситуации без помощи специалиста.
Основная задача терапевта – противодействовать чтению мыслей, обучая пару принимать за истину только то, что было услышано лично от партнера, а также задавать уточняющие вопросы в случае, если возникают сомнения или недопонимания. Таким образом, терапевт перестраивает семейную систему с жесткой и замкнутой на гибкую и способную изменяться.
ОПУБЛИКОВАНО
Чалова А. В. Современные коммуникативные барьеры в рамках сексуального общения в паре. // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Психологические науки"). - C. 5