Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Проблема выбора оптимальной модели государственной культурной политики Российской Федерации

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), МИГСУ, Москва, Россия


Государство призвано реализовывать культурную политику, направленную на сохранение культурного потенциала и наследия страны, многообразия культурной жизни, обеспечивать надлежащие условия труда для работников культурной сферы, деятелей искусства, проводить актуальные исследования культурного пространства и культурных инноваций. «Именно государство помогает сформировать механизмы реализации культурной политики» [Карпова Г. Г. Государственное управление и общественные приоритеты в сфере культурной политики России // Журнал исследований социальной политики. М., 2009. Т. 7. № 1., С. 10].

В СССР культурная политика была организована по модели «центр-периферия», где на государственном уровне выстраивалась единая стратегия деятельности в области культуры, создавались культурные ценности, нормы и образцы поведения, а учреждениям культуры отводилась роль транслятора формируемой политики в области культуры. «Государство служило монопольным источником, интерпретатором и хранителем всей нормативно-ценностной сферы» [Левада Ю.А. От мнений к пониманию. Социологические очерки 1993-2000. - М: Московская школа полит, исследований, 2000, С. 19]. В государстве была выстроена единая административно-командная система, подкрепленная идеологическим и кадровым контролем.

В постсоветское время до определенного периода характерной чертой проводимой политики в области культуры являлась децентрализация, предполагающая постепенное сокращение поддержки со стороны государства, что привело к сокращению масштабов и функций культуры и искусства. «Первыми шагами реформ в сфере культуры стал отказ от жесткой системы планирования деятельности учреждений культуры, расширение прав руководителей и самих коллективов в вопросах деятельности отдельных организаций» [Богатырева Т.Г. Современная культура и общественное развитие. М.: Изд-во РАГС, 2001, С. 131]. Это выявило неспособность организаций самостоятельно осуществлять управленческие решения и поддерживать свое финансовое благополучие.

В современном культурном пространстве приоритет управления культурными процессами получили одновременно патернализм и партнерство. Исторически первой и характерной для советского периода является стратегия патернализма, в которой решающая роль в формировании и реализации культурной политики отводится государству. «Сегодня уже стало очевидно, что, с одной стороны, старые подходы к менеджменту в сфере культуры входят в противоречие с управленческим стилем, который был сформирован со времен социализма, но, с другой стороны, тесная связь культуры и идеологии была и остается отличительной чертой государственной политики» [Карпова Г. Г. Государственное управление и общественные приоритеты в сфере культурной политики России // Журнал исследований социальной политики. М., 2009. Т. 7. № 1., С. 11]. Регионы, располагающие скудным собственным потенциалом, могут существовать только в рамках патронирования сферы культуры со стороны государства, а регионы, обеспеченные достаточным количеством ресурсов - в рамках концепции партнерства.

Основным недостатком современной государственной культурной политики, доставшемся по наследству, является слабая разработка нормативно-правовой базы. Основной закон N 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» был принят 9 октября 1992 г. до вступления в силу Конституции Российской Федерации. В действующем Законе не установлено определение понятия «культура», большинство норм носят декларативный характер, недостаточным является реализация конституционных прав и свобод человека, а также необходимо приведение законодательства в соответствие с последними документами ЮНЕСКО.

В конце 2011 года в Государственную Думу поступил на рассмотрение проект федерального закона «О культуре в Российской Федерации». «Мы вводим понятия «культурное пространство», «право на участие гражданина в культурной жизни». В законе очень важно определиться, что государство и общество поддерживают любую частную инициативу в сфере культуры. Он позволит финансировать сферу культуры в принципиально иных объемах, чем это делается сейчас» [Ивлиев Г.П. Обсуждаем новый законопроект «О культуре»: интервью с Григорием Ивлиевым. / Российский государственный музыкальный телерадиоцентр Орфей: http://www.muzcentrum.ru/news/2012/01/item5826.html]. Новый закон обеспечит условия для образования единого культурного пространства, всеобщий доступ к культурному достоянию страны для разных социальных групп населения, создаст среду для диалога культур в многонациональной государстве.


ОПУБЛИКОВАНО

Горохова В. В. Проблема выбора оптимальной модели государственной культурной политики Российской Федерации. // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Культурология"). - C. 3