PDF-версия статьи |
– дать определение понятия «функционально эффективно работающее образовательное учреждение»;
– охарактеризовать эффективное управление (контроллинг) образовательной деятельностью;
– сформулировать систему понятий и определений теоретического описания идеализированного объекта - продуктивной деятельности образовательного учреждения;
– сформулировать постановку задачи оптимального управления в образовательном учреждении.
Определение понятия «функционально эффективно работающее образовательное учреждение».
Системная реализация педагогики социального конструкционизма в области подготовки кадров для сферы туризма и гостеприимства (СТиГ) в условиях сложной динамики внутренних и внешних экономических процессов может осуществляться только на основе целостного анализа образовательного процесса. Структура деятельности различных учебных заведений и учебных подразделений зависит от их уровня в общей системе подготовки кадров. В частности, для деятельности кафедр и факультетов учебного заведения характерным является то, что она (деятельность) представляет собой совокупность образовательных процедур, реализующих цели и задачи СТиГ, поэтому качество такой реализации может и должно являться главной целью модернизации образовательного процесса. Этим объясняется выделение этих органов управления - кафедры и факультета из общей системы образовательного процесса в качестве самостоятельного объекта исследования.
При этом в соответствии с Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Определение объема и содержание понятия " инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина " в научной литературе по отношению к СТиГ еще не имеет однозначного толкования и под ней обычно понимают, в том числе многие экономисты, объемные показатели роста валового продукта, что требует проведения фундаментального исследования и времени. Тем не менее, достижение целей настоящего исследования целесообразно осуществлять на основе принятых в управленческой науке подходов с обязательным учетом результата содержания образовательной деятельности. По характеру протекающего процесса такая специфика имеет двоякий характер: оценка образовательных эффектов носит вероятностный характер как функция многих переменных факторов образовательной деятельности и внешней обстановки, а проведение образовательного процесса представляет собой большей частью нормативно детерминированный процесс.
Другим характерным свойством образовательной деятельности как для СТиГ, так и в любой другой социально-производственной системе, является определенным образом согласованная динамика интеллектуальных, материально-финансовых и организационных ресурсов. Использование метода сравнения образовательного процесса как регулируемого государством организованного процесса и классического производства услуг теоретически позволяет применять классические методы системного анализа.
Тогда определение эффективности образовательного учреждения можно сформулировать так: функционально эффективно работающее образовательное учреждение - это такая организация, которая в данных конкретных условиях и в течение данного периода времени выполняет стоящие перед ним задачи образовательного процесса с требуемой надежностью с заданным расходом средств. Способы оценки эффективности деятельности образовательного учреждения должны представлять собой некую интегрированную систему получения продуктивных экономико-управленческих и специальных педагогических знаний, наличия соответствующих методов и технологий, при использовании которых в отношении того или иного направления образовательной деятельности можно было бы говорить о степени выполнения поставленной задачи с фиксированным расходом средств.
ОПУБЛИКОВАНО
Белоножкин Юрий Николаевич К вопросу постановки задачи системной реализации педагогики социального конструкционизма в области подготовки кадров в сфере туризма и гостеприимства. // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Экономические науки"). - C. 9