PDF-версия статьи |
В философии понятие «принцип» означает исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, другими словами руководящую идею, основное правило деятельности.
Принцип природосообразности предполагает обязательный учет природы подростка, его физиологических, возрастных, половых особенностей. Необходимо сближение развития и жизни несовершеннолетних с жизнью живой и неживой природы в процессе чего происходит формирование экологического мышления и природоохранного поведения.
Принцип культуросообразности заключается в использовании в процессе воспитания достижений культуры: общечеловеческих нравственных и моральных ценностей, национальных традиций, обычаев, присущих региону, территории, области.
Принцип гуманизма исходит из доброжелательного отношения к подростку, как к равноправному участнику образовательного процесса, с учетом интересов, способностей, возможностей; без применения мер физического воздействия.
Важным принципом формирования правовой культуры старшеклассников является принцип последовательности в формировании определенных личностных качеств, жизненных компетенций. Осуществляется поэтапный переход от формирования элементарных психофизических свойств ребенка, к более сложным. Подобное происходит и с выполнением правоприемлемых действий: от простых к проблемным.
Принцип организационного единства образовательных учреждений и организаций культуры, объединений, оказывающих помощь и поддержку несовершеннолетним заключается в том, что деятельность одного учреждения ориентирована на все остальные учреждения системы и органично с ними взаимодействует.
Принцип оптимистической перспективы предполагает наличие убежденности педагога в достижении положительного результата и предусматривает формирование у подростков уверенности в собственных силах, использование положительного эмоционального настроя, для этого необходимо: фиксирование внимания несовершеннолетних на их успехах, достижениях, раскрытие их потенциала; использование доступных старшеклассникам видов деятельности.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предусматривает разностороннее изучение каждого воспитанника, его интересов, потребностей, возможностей, социального окружения. Распределение на условные подгруппы, согласно типическим особенностям, осуществляется в процессе дифференцированного подхода. Предъявляемые к этим детям педагогические требования существенно различаются.
Принцип комплексного подхода предполагает единство психолого-педагогических и социальных воздействий на воспитуемых, согласованность воспитательных воздействий на каждого несовершеннолетнего со стороны педагогов и коллектива воспитанников, соблюдение последовательности и преемственности во внеучебной деятельности, соблюдение единого охранительного педагогического режима.
Принцип непрерывности воспитательного процесса предусматривает осуществление воспитания в течение всего времени пребывания ребенка в общеобразовательном учреждении.
Принцип связи воспитания с обучением предполагает развитие личности в едином образовательном процессе. Развитие способности преобразовывать окружающий мир (теоретические и инструментальные компетенции) происходит в процессе обучения, а развитие способности к оценке общественного значения себя как действующей личности и конкретных своих действий (жизненные компетенции, положительные личностные качества) происходит в процессе воспитания.
Принцип законности трактуется как соблюдение и восстановление нарушенных прав личности (в семье, в образовании, внеучебной и досуговой деятельности).
Принцип демократизма предусматривает создание действенной системы ученического самоуправления, которая способствовала бы защите их прав, осуществляя деятельность при широком участии общественности, общественных организаций, религиозных объединений.
Принцип конфиденциальности является ведущим в профилактике виктимизации и правонарушений, защищающим личность от излишних отрицательных переживаний и сохраняющим психическое здоровье несовершеннолетних.
Принцип своевременности выявления виктимизации несовершеннолетних и принятие соответствующих профилактических мер. Важно не только своевременно оградить подростков от противоправной среды, но и создать условия для самореализации, самовыражения социальных потребностей молодежи.
Принцип упреждаемости, проявляющийся в максимальном учете временного фактора. Противоправное действие легче предупредить, чем заниматься
ОПУБЛИКОВАНО
Евтушенко И.И. Принципы формирования правовой культуры старших школьников во внеучебной деятельности. // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 35