PDF-версия статьи |
Мы выделили следующие педагогические условия эффективности процесса формирования правовой культуры старшеклассников во внеучебной деятельности.
1. Сочетание формирования у старших школьников правовых представлений и понятий с организацией проявления у них правовой воспитанности в конкретной жизненной ситуации. Основа правового сознания – это знания. Накопление у обучающихся конкретных знаний, собственных наблюдений при их наглядно-чувственном восприятии ведет к созданию образцов представлений, а затем превращению их в понятия. Старшеклассникам разъяснялось происхождение, сущность требований и норм права, правовых взаимоотношений в обществе, между людьми, норм трудового, гражданского, уголовного, экологического права и др.
2. Создание воспитывающих жизненных ситуаций, способствующих выработке правомерных поступков и закреплению их как привычки в поведении. Воспитывающие жизненные ситуации – это специально организованные педагогом необычные условия для школьника, включающие в себя противоречия между требованиями коллектива и уровнем развития личности или между ситуативным требованием активности личности и уровнем развития способностей к осуществлению правового выбора, рационализирующий поиск оптимальных вариантов преодоления правовых противоречий.
3. Создание правоприменительной среды в классном коллективе старших школьников. В процессе исследования было выявлено, что воспитанию «правовой грамотности» способствуют: наличие правоприменительной среды и педагогической поддержки со стороны педагога, обеспечивающие адекватность оценочных суждений и правовой устойчивости подростка через представление о поступке; осознание правовых норм и ценностей; эмоционально-чувственный поиск правовых ориентиров, а также практическая деятельность на пользу и радость другим людям.
4. Использование механизмов самоуправления и самоорганизации в процессе формирования правовой культуры старших школьников. Самоуправление – одно из важнейших условий эффективности воспитания, всех его аспектов. В частности, нельзя развить у подростков потребность и способность заботиться об окружающих, если они не будут проявлять в своей деятельности инициативу и самостоятельность. Учащиеся выполняли общественные поручения цветовода, санитара, библиотекаря, хозяйственника, физорга, командира микрогрупп, старосты класса (группы) и др.
5. Индивидуальный подход в формировании правовой культуры старших школьников. Суть индивидуального подхода заключается в разностороннем изучении и учете особенностей личности подростка в процессе формирования правовой культуры (интересов, возможностей, способностей).
6. Повышение правовой и профессиональной компетентности учителей и педагогических работников. Особую значимость в создании благоприятного психологического климата в классе имеет профессиональная компетентность педагога, реализующего современные педагогические технологии и инновационные средства воспитания детей. Именно педагог несет в себе для детей нравственный ориентир и сам является образцом установления доброжелательных отношений в классе, что становится первым шагом к формированию нравственных и правомерных отношений заботы у школьников.
ОПУБЛИКОВАНО
Евтушенко И.И. Условия формирования правовой культуры учащихся старших классов общеобразовательной школы . // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 36