PDF-версия статьи |
Феномен медиапространства многогранен и может быть репрезентирован тремя формами: физическое пространство, пространство социальных отношений и символическое пространство. Форма социальных отношений вводит понятие «медиапространство» в социологический дискурс и концептуализирует его как социальные отношения производства и потребления массовой информации.
Медиапространство в символическом выражении на субъективном уровне представляет собой мировоззренческое видение социального пространства, возникающее в результате деятельности производителей массовой информации, и в данном контексте медиапространство может быть презентировано в синергетическом аспекте. Медиапространство как и всякое пространство имеет собственные свойства, законы, которым подчиняется все, что оказывается внутри этого пространства.
Медиапространство можно представить в виде открытой социальной системы, которая обладает сложностью, нелинейностью, нестабильностью и пронизывается потоками информации. Сложность системы медиапространства создается взаимообусловленной целостностью отношений производителей и потребителей массовой информации, передаваемой через средства массовой коммуникации. Открытость системы обусловлена информационными потоками и воздействиями на медиапространство. Медиапространство напрямую не связано со своей аудиторией, поэтому вопросы механизма взаимодействия масс-медиа с обществом дискуссионны и требуют осмысления в ряде дискурсов, в том числе и синергетическом, представляющем холистическую позицию междисциплинарности.
Синергетический подход к анализу динамики медиапространства обусловлен спецификой медиапространства как сложной системы, акторы которой взаимодействуют по сетевому принципу и подчиняются логике сети. Такой организацией медиапространства в единую сеть является Интернет. Мирослав Кошелюк подчеркивает: «Если медиапространство в целом является репрезентацией социального пространства, то Интернет в информационном аспекте является репрезентацией самого медиапространства».
Таким образом, следует отметить происходящие в последние десятилетия трансформации системе массовых коммуникаций, которые назвали «медиатизацией общества». Появление медиатизации заключается в существенном усилении роли средств массовой коммуникации в жизни современного социума. Медиапространство, как и киберпространство, является результатом процесса виртуализации, обязанными компьютерной технике. Медиатизация произвела революционные изменения мира, сравнимые с появлением книгопечатания и письменности, осмыслением которых занимается медиафилософия.
ОПУБЛИКОВАНО
Алиева Наталья Зиновьевна, Турманидзе Илья Ревазович МЕДИАПРОСТРАНСТВО В СИНЕРГЕТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ. // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Философские науки"). - C. 4