Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
МЕДИАПРОСТРАНСТВО В СИНЕРГЕТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донской государственный технический университет» в г. Шахты Ростовской области


Активное вхождение в жизнь общества новейших информационно-коммуникационных технологий и глобальной сети Интернет формирует особую среду – виртуальное пространство. Результатами процесса виртуализации, обязанными компьютерной технике, являются киберпространство и медиапространство. Воображаемую, виртуальную реальность создает также процесс творчества. Различие действительностей состоит в том, что в искусстве оно носит символический характер и отображает идейный мир, а действительность, созданная техникой, лишена символики, в ней мир отображен непосредственно.

Феномен медиапространства многогранен и может быть репрезентирован тремя формами: физическое пространство, пространство социальных отношений и символическое пространство. Форма социальных отношений вводит понятие «медиапространство» в социологический дискурс и концептуализирует его как социальные отношения производства и потребления массовой информации.

Медиапространство в символическом выражении на субъективном уровне представляет собой мировоззренческое видение социального пространства, возникающее в результате деятельности производителей массовой информации, и в данном контексте медиапространство может быть презентировано в синергетическом аспекте. Медиапространство как и всякое пространство имеет собственные свойства, законы, которым подчиняется все, что оказывается внутри этого пространства.

Медиапространство можно представить в виде открытой социальной системы, которая обладает сложностью, нелинейностью, нестабильностью и пронизывается потоками информации. Сложность системы медиапространства создается взаимообусловленной целостностью отношений производителей и потребителей массовой информации, передаваемой через средства массовой коммуникации. Открытость системы обусловлена информационными потоками и воздействиями на медиапространство. Медиапространство напрямую не связано со своей аудиторией, поэтому вопросы механизма взаимодействия масс-медиа с обществом дискуссионны и требуют осмысления в ряде дискурсов, в том числе и синергетическом, представляющем холистическую позицию междисциплинарности.

Синергетический подход к анализу динамики медиапространства обусловлен спецификой медиапространства как сложной системы, акторы которой взаимодействуют по сетевому принципу и подчиняются логике сети. Такой организацией медиапространства в единую сеть является Интернет. Мирослав Кошелюк подчеркивает: «Если медиапространство в целом является репрезентацией социального пространства, то Интернет в информационном аспекте является репрезентацией самого медиапространства».

Таким образом, следует отметить происходящие в последние десятилетия трансформации системе массовых коммуникаций, которые назвали «медиатизацией общества». Появление медиатизации заключается в существенном усилении роли средств массовой коммуникации в жизни современного социума. Медиапространство, как и киберпространство, является результатом процесса виртуализации, обязанными компьютерной технике. Медиатизация произвела революционные изменения мира, сравнимые с появлением книгопечатания и письменности, осмыслением которых занимается медиафилософия.


ОПУБЛИКОВАНО

Алиева Наталья Зиновьевна, Турманидзе Илья Ревазович МЕДИАПРОСТРАНСТВО В СИНЕРГЕТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ. // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Философские науки"). - C. 4