PDF-версия статьи |
В настоящее время в философии и антропологии отмечается радикальный поворот в представлениях о человеческой природе, основаниями которого становятся следующие новации. Во-первых, возможность научно-технологической экспансии в мир человеческих генов, которая изменяет геном, генетику человека. Изменение биологической природы человека создает реальную возможность так называемого расширения человека, перехода его в постчеловека. Останется ли он от этого человеком и изменится отношение человека к самому себе?
Философское осмысление адаптации человека к техносреде обитания, коэволюции технологизирующегося человека с антропологизирующейся техносредой требует рассмотрения новой составляющей идентичности – идентичности со средой.
Человек всегда находится в некой среде, к которой можно отнести: природную среду или «первую природу» с растительным и животным миром, климатом и т.п.; среду «второй природы» – преобразованную человеком природную среду; среду «третьей природы» – искусственный мир, созданный человеком с технообъектами артефактами; социальную среду – общество, которое дает определенное качество жизни. Наше исследование добавляет среду конвергентных технологий, которые делают возможным изменить не только среду, но и самого человека, его природу, телесность.
Именно эта среда выступает основой идентификации человека в современном мире. И хотя исследователи отмечают, что термин «средовая идентичность» не благозвучен для русского языка, но он может внести новое качество идентичности человек, новый Я-образ. Так конвергентные технологии несут возможность бесконечной замены всех атомов и клеток человека на новые, что ведет его к бесконечной жизни и бессмертию. Но останется ли такая модифицированная система человеком или же станет искусственным существом, клоном или киборгом с искусственным разумом. Останутся ли у него эмоции, и будет ли он духовным и нравственным?
Актуальность исследований по данной научной проблеме обусловлена необходимостью философского осмысления специфики изменения природы человека и его идентичности в среде конвергентных технологий. В дискурс философии науки необходимо встроить конвергентные технологии в качестве не только среды, но и движущей силы изменения человека как вида, что приводит к изменению идентичности человека, понимания самого себя.
ОПУБЛИКОВАНО
Алиева Н.З., Некрасова Е.Г. ТРАНСФОРМАЦИИ ИДЕНТИЧНОСТИ В ТЕХНОГЕННОЙ СРЕДЕ . // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Философские науки"). - C. 5